Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

Как написать морально «серого» персонажа, которому будут сопереживать?

Ни хороший, ни плохой, ни злой

Морально «серый» персонаж — это сложный герой, которого нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным героем. Он делает слишком много плохого, чтобы считаться хорошим человеком, но и слишком много хорошего, чтобы считаться плохим, а зрители его любят или ненавидят. Такой герой вызывает эмоции — то есть делает именно то, к чему стремятся лучшие сценаристы. Вот несколько ключевых советов по написанию сложных героев, которым будут сопереживать.

Как написать морально «серого» персонажа, которому будут сопереживать?

Как написать морально «серого» персонажа, которому будут сопереживать?

Отключите у зрителя моральные стандарты

Почему зрители сочувствуют бандиту-психопату Тони Сопрано? Многим нравятся гангстерские архетипы в кино, но никто не захочет видеть такого человека у себя на ужине. Всё дело в моральной отстраненности зрителей, которая позволяет им сопереживать подобным героям. Бесконечная заслуга Дэвида Чейза в том, что он «отключил» у зрителя моральные стандарты и позволил ему оправдывать негативные действия персонажа, чтобы наслаждаться повествованием.

Другой момент более философский. Мы все понимаем, что реальная жизнь несправедлива. И по своему опыту знаем, что иногда хорошие люди совершают плохие поступки, а плохие люди — хорошие. Да и каждый из нас считает себя хорошим человеком, но помнит моменты, когда он поступил плохо. Тут мы имеем дело с ситуативной этикой:

— Мы можем не соглашаться с методами Рэйя Донована, но знаем, как он любит свою семью и что он любой ценой оградит их от бед;
— Мы можем осуждать методы интригана Петира «Мизинца» Бейлиша из «Игры престолов», но знаем про его безответную любовь к Кейтилин;
— Мы совершенно не поддерживаем действия Майкла Корлеоне, но видим, как его близких убивают и он встаёт на защиту своей семьи;

Добавьте скрытые намерения

Морально «серый» персонаж никогда не склоняет чашу весов в сторону правильного/неправильного, добра/зла. Он словно балансирует на границе. Он заставляет зрителя гадать, как он поступит дальше.

Если лев нападёт на чужого детёныша, человек не станет называть его «злым». А вот простить такой поступок человеку будет уже невозможно. Он уже не сможет быть для зрителя морально неоднозначным — он станет злом.

Но намеренно он причинил вред или сделал это случайно?

Скрытые намерения — вот что делает морально «серых» персонажей такими интересными. Их мотивы становятся ясны, когда они склоняют чашу весов либо в сторону добра, либо в сторону зла. Как только это происходит, они перестают быть «серыми».

Морально «серые» персонажи никогда не переходят на другую сторону, независимо от ситуации. Их мотивы и намерения всегда остаются неясными, заставляя зрителя гадать и держать в напряжении.

Представьте мир в контексте

Чтобы оправдать поведение персонажей, нужно правильно представить их мир в контексте.

Мир Тони Сопрано сложный и жестокий, что объясняет его поведение. Джекс Теллер из байкерской банды в «Сынах Анархии» убивает людей, но он живёт в мире сверхнасилия, так что его поступки оправданы в контексте мира. Джакс действительно «серый» персонаж — не совсем плохой, не совсем хороший, в отличие от своего дяди, персонажа, который неисправим.

Дайте герою плавное развитие

Уолтер Уайт и Джесси Пинкман начали свой криминальный путь с разных позиций. Уолтер учил детей химии, а когда узнал, что смертельно болен, решил заработать деньги для своей семьи. Так он становится крупнейшим наркоторговцем. Все восемь сезонов «Во все тяжкие» мы наблюдаем, как главные герои всё глубже погружаются во тьму.

В кино во втором и третьем актах обычно происходит то, что было немыслимо для персонажа в начале: сначала его действия кажутся оправданными, а затем становятся нормой.

«Крестный отец» — яркий пример. В начале фильма Майкл Корлеоне, герой Второй мировой войны, не стремится стать частью семейного бизнеса, но когда его брата Сонни убивают, а Дона Вито ранят, Майкл втягивается в гангстерскую жизнь и в итоге становится Крёстным отцом. К этому его подталкивает необходимость.

Заставьте зрителя сочувствовать

Эндрю Скотт великолепно воплощает образ мошенника Тома Рипли в недавнем сериале Netflix «Рипли». Его образ жизни настолько жалок, а попытки выжить настолько отчаянны, что мы не можем не сочувствовать ему. Для этого большую часть первой серии авторы детально останавливаются на его привычной жизни.

Только после этого он переезжает в Европу и попадает в мир роскоши, который так сильно отличается от его тяжёлого существования. И когда он становится по-настоящему плохим, мы всё равно в какой-то степени видим того Рипли, с которым нас познакомили, — печального человека, который ведёт унылую и нищенскую жизнь.

Столкните разные взгляды

В «Мстителях: Война бесконечности» Капитан Америка, всегда следовавший правилам, и Железный человек, всегда нарушивший их, оказываются по разные стороны баррикад.

Новый закон требует от Мстителей зарегистрироваться в Конгрессе и только потом бороться с преступностью. Капитан Америка, известный своей честностью и принципиальностью, отказывается подчиняться. Он присоединяется к команде, которая также против закона и выступает против группы Мстителей во главе с Железным человеком, которые готовы соблюдать закон.

В сцене, когда они обсуждают эту ситуацию, никто из них не ошибается, но и никто не прав. Они «серые» персонажи.

Выбирайте профессии с высокими ставками

В политических фильмах и сериалах часто показывают мир компромиссов. Например, в сериале «Мэр Кингстауна» городом неофициально управляет семья Маккласки. Все герои этого сериала — «серые» персонажи. Даже мама, которая знает, что делают её сыновья и что сделал её муж, но предпочитает смотреть на это сквозь пальцы и делать вид, что она не виновата в сложившейся ситуации.

В «Карточном домике» показано, на что готов пойти амбициозный политик, чтобы сохранить свою власть. Он непредсказуем, в любой момент может пойти на крайние меры. В то же время он харизматичен и не лишён обаяния. Ровно до тех пор, пока не убивает журналистку.

Выбор профессии с высокими ставками даёт массу возможностей использовать ситуативную этику, когда альтернатива не поступить плохо — хуже, чем остаться в строю.

Мисс Слоун в «Опасной игре Слоун» показывает грязный мир лоббирования. Она использует все доступные ей манипулятивные приёмы, чтобы выиграть голосование в Конгрессе. В фильме «Плутовство» «серые» персонажи врут и находят оправдания любым своим действиям ради победы на выборах. Харви Спектер из сериала «Форс-мажоры», Чак Родс из сериала «Миллиарды» — яркие примеры «серых» персонажей в мире больших денег.

Частные детективы — одни из лучших примеров «серых» персонажей. Все они демонстрируют ту самую смещающуюся линию морали, которая помогает им раскрывать преступления. Они лгут и переходят границы — делают всё, что нужно, чтобы удовлетворить своих клиентов, и мы с радостью следуем за ними, куда бы они ни повели. Даже Шерлок Холмс не гнушался нарушать правила.

Помните о ситуативной этике

Некоторые герои сразу встают на путь мести, в то время как другие оказываются в этой ситуации по воле обстоятельств.

В фильме «Жажда смерти» простой архитектор начинает охоту на преступников, когда те убивают его его жену, а дочь делают инвалидом. Мы можем понять его, потому что он не злой. Он даёт бандитам шанс не совершать преступления, но когда они приходят к нему домой, он стреляет на поражение. У него есть оправдание своим поступкам, пусть и не самое явное. В этом суть «серого» персонажа.

Мы подсознательно болеем за него. Задаёмся вопросом, как бы поступили на его месте, если бы кто-то причинил вред нашей семье. Смотреть на это неприятно, но где-то в глубине души мы рационализируем ситуацию и встаём на сторону этого «серого» героя.

Работа сценариста заключается в том, чтобы создать мир «серого» героя, показать причины, по которым он поступает так, как поступает. Важно установить, кто они, почему они изменились или всегда были такими. Вы должны убедить зрителей, иначе они не будут следить за персонажем.

Рационализируйте моральные дилеммы

Один из способов показать «серых» персонажей в сложных ситуациях — поставить их в жизненные условия, которые на первый взгляд кажутся неприемлемыми. Когда Уолтер Уайт стоит на пороге смерти, когда Пол Кёрси охвачен праведным гневом, когда Тони Сопрано сталкивается с миром насилия и опасностей. Они находят оправдание своим действиям, говоря «потому что».

В сериале «Американцы» главные герои шпионы, фиктивные муж и жена, пытаются быть «нормальными» американскими жителями пригорода, но в то же время пытаются разрушить американский образ жизни. Зритель понимает их внутренний конфликт. Они одновременно преданы двум хозяевам. Это делает их «серыми».

Подведите героя к искуплению

Большинство фильмов строятся вокруг идеи искупления. Нам всем нравится думать, что у нас есть шанс всё исправить. В мире развлечений «счастливый конец» — это не случайность, а норма. Однако чтобы искупить свою вину, персонаж должен быть несовершенным с самого начала.

В сериале «Турист» главный герой пытается понять, кто он такой. Он не помнит, что его пытались убить. Нам с самого начала понятно, что он не очень хороший человек. Однако он нравится зрителю, потому что в момент первой встречи кажется таким уязвимым. И что бы ни случилось, мы будем следовать за ним, надеясь на лучшее.

Создайте «серые» семьи

«Сопрано» и «Игра престолов» наглядно показывает, как семья влияет на своих членов. «Бесстыжие» — как семья может стать источником проблем. «Озарк» — история о том, как семейные связи могут привести к опасным последствиям.

Заключение

Ни один моральный кодекс не является чёрно-белым; всегда есть исключения, и эти исключения создают сильные и интересные персонажи. «Мистер Робот», «Прослушка», «Безумцы», «Академия Амбрелла», «Лучше звоните Солу» — все эти сериалы великолепно демонстрируют «серых» персонажей.

«Серые» персонажи — потенциально самые интересные персонажи, которых может создать сценарист. Они не всегда хорошие и не всегда плохие, но они отражают бесконечно меняющийся ландшафт ситуативной морали и жизни в обществе, где ценности постоянно меняются.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100