Как я снимала короткометражку «Имя» с Аглаей Тарасовой: колонка Александры Хобс
Рекомендации режиссёра коротких метров, попавших в программу фестивалей «Короче» в 2022 и 2023 годах
Александра Хобс – российский режиссёр, монтажёр и сценарист. Выпускница курса «Режиссура монтажа» и «Режиссура» в «Индустрии». Работала в монтажной комнате над проектом «Лёд 2», монтировала на площадке фильм «В потоке трёх стихий», проходила практику в режиссёрской группе «100 лет тому вперед». Обучалась на курсе «Шоураннер» у Жоры Крыжовникова и работает над полным метром. В экспертной колонке Хобс рассказала о работе над короткометражкой «Имя» и объяснила, как снимать ироничное кино.
Как я снимала короткометражку «Имя» с Аглаей Тарасовой: колонка Александры Хобс
О фильме «Имя»
«Имя» – самая бюджетная история, которую я когда-либо снимала.
Эту короткометражку мы снимали дома у моих родителей. Локация – квартира, малое количество актёров, никакого сложного реквизита нет. Весь бюджет ушёл только на оплату работы команды. Это было около 50 тысяч рублей, и я их все из своего кармана спокойно потратила. Не было такого, что я там открывала сбор или ещё что-то делала. У меня как-то был опыт краудфандинга и, честно говоря, он был неудачным. Тогда мы не смогли набрать нужную сумму за определённое время. Деньги вернулись с тем, кто их там жертвовал. Поэтому и не получилось так. У меня просто были свои деньги на это фильм.Как я собрала свою идеальную команду
Думайте о монтаже вашего фильма уже на съёмках.
А вот по поводу монтажа – здесь есть момент, что я чаще выбираю сама монтировать свой материал. Я по первому образованию режиссёр монтажа и поэтому монтаж закладываю ещё в кодировке. Вообще советую всем думать о монтаже ещё на этапе съёмок. У меня с монтажом свои отношения, потому что только я понимаю, как эта сцена, например, была у меня в голове. Сама я не могу никому это отдать, потому что себе доверяю больше, потому что я что-то закладывала, придумывала, и я вряд ли смогу донести эти идеи до кого-то другого.Самое главное для любого режиссёра – это умение слушать и слышать.
Что же до самого режиссёра, то мне кажется, что основное и самое главное в нашей профессии – это умение слышать и слушать других, ведь режиссёр – это человек, который работает с большой командой, где всем и каждому нужно объяснить, что конкретно ты от него хочешь получить. Также режиссёр должен уметь правильно формулировать свои мысли, но основное всё же, как мне кажется, это умение слушать и слышать. Потому что ты работаешь с кучей людей каждый год. Ты приходишь на площадку, где каждый тебе говорит какое-то свое мнение, идею, советы по костюмам даёт, по камере, по гриму, ещё по чему-либо. А тебе, как режиссёру, нужно уметь отстаивать своё видение и в то же время уметь прислушиваться к другим, потому что они могут предложить что-то лучше. Иногда я прислушиваюсь, иногда нет, особенно, что касается советов по костюмам для моих героев. Часто, я сама занимаюсь костюмами, стараюсь закладывать в костюмы какой-то характер героев. Это очень условно. Но если героиня очень мягкая, тёплая, очень слабая, очень ранимая, то мне будет прикольно одеть её в какую-то одежду похожей фактуры. Например, какой нибудь вязаный свитер такого же блеклого цвета, как она сама. На работе с «Именем» у нас был отдельный художник по костюмам, но я сама подбирала для героев образы.Начинающим режиссёрам важно не прогибаться под звёзд, но при этом уметь прислушиваться.
Добавлю ещё к тому, что должен уметь режиссёр – это работать с актёрами и быстро адаптироваться. Без конфликтов, спокойно выслушивать мнение всех сторон. Например, на съёмках «Имени» произошла такая ситуация: за день до съёмок я пришла с помощниками и вторым режиссёром на локацию. Мы разводили мизансцену. Обозначали, как придут актёры, как и кого куда поставить, кто куда подойдёт, какая точка и так далее. Но, конечно же, когда пришли артисты, они начали предлагать своё видение: «а может, я здесь встану, а я здесь глоток вина сделаю, а я здесь...». И вот вся наша конструкция начала рушиться. Так вот на этом моменте, который будет возникать у всех режиссёров, нужно уметь быстро адаптироваться. Потому что вот вы с оператором что-то напридумывали, пошёл артист и говорит: «ну, не ложится мне вот так. Ну, не рождается вот это действие, вот это движение. Я хочу сделать по-другому». И ты такой: «О'кей, давайте подумаем, как по-другому это сделать». Нужно очень быстро сориентироваться и всё поменять. Вот у нас на съёмках было такое движение, что герой подходит, достаёт из ящика блокнот и ручку и начинает записывать имена, типа, список запрещённых имен. И мне актёр Антон Филиппенко говорит: «Подожди, ну откуда я знаю, что там лежит ручка с блокнотом? Откуда я это знаю? Почему я должен туда подойти?». Я послушала его и согласилась, ведь это действительно так. Откуда он знает про блокнот? Он же в чужой квартире, он в гостях. Я понимаю, что он прав. И в такой ситуации я говорю: «Ну да, давайте изменим, давай ты просто сядешь и так начнёшь перечислять имена». Он согласился.Иногда бывает и так, что актёры неправы. Они не понимают, допустим, что им нужно сделать в том или ином моменте, и продавливают своё. Тут нужно уметь отстаивать свою точку зрения.
Как я договорилась о съёмках с Аглаей Тарасовой
В «Имени» я сняла сразу троих медийных актёров. Первым к нам присоединился Иван Колесников, за ним Антон Филиппенко. Филиппенко пришёл, потому что узнал, что снимается Колесников. Мы ему сказали, кто будет его партнёром, он согласился. Потом зашли в Instagram* (запрещённая соцсеть), мы как раз искали героиню в напарники к Филиппенко, и тут у него же в соцсети видим, что они дружат с Аглаей. Тут я подумала: «О, сейчас зайду к Тарасовой с крючком, что у нас будет Антон Филиппенко сниматься». Её это зацепило, она сразу согласилась работать с Филиппенко.Вообще, когда речь идёт о привлечении классных актёров в короткий метр, в первую очередь, нужно иметь хороший сценарий. Это самое первое и основное, чтобы зацепить какого-то селебрити, назовём это так. История должна быть цельной, не должна быть только экспозицией, потому что многие в коротком метре грешат тем, что это одна огромная экспозиция какой-то шутки.
Для меня короткий метр – это не анекдот. Очень часто короткий метр – это анекдот или подводка какой-то финальной шутки. Вот такого я не фанат. Для меня короткий метр – это полный метр, просто в короткой форме.
С фестивалями мне тяжело, но они важны для короткого метра.
Расскажу ещё о судьбе короткого метра «Имя». После того, как мы его сняли, показали в киношколе, я его отправила на фестиваль «Короче». Это самый громкий фестиваль для короткого метра. Неожиданно «Имя» попал во внеконкурсную программу. Больше я никуда его не отправляла, потому что у меня с фестивалями как-то тяжело. Я просто даже не знаю, когда там начинается приём заявок и все такое. Я никогда не садилась осознанно шерстить конкурсы и т.д., хотя знаю, что они важны для продвижения короткого метра. У меня нормальное отношение к кинофестивалям, и я советую режиссёрам туда подаваться, но сама не умею этим заниматься. Мне нужен человек, который бы сел и понаходил все эти фестивали, формы позаполнял и поотправлял. Мне самой просто некогда, хотя повторюсь, фестивали короткого метра – это увлекательно. Вообще, для меня самой, короткий метр – это не только практика для студентов-режиссёров, а самостоятельное направление. Успех в этом формате ждёт только того, кто сумеет за 15 минут показать логично и интересно и экспозицию, и кульминацию, и завязку, и развязку. Это сложно, но очень интересно.*Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена