В фильмографии Джона Фавро - непревзойдённого Хэппи Хогана из вселенной Мarvel, режиссёра «Железного человека» и «Короля льва», знаменитого продюсера - есть очень «вкусный» фильм о готовке. Повар Карл Каспер (его играет сам Фавро) устаёт от постоянных правил элитного ресторана, где он работает. Он уходит на вольные хлеба, покупает фудтрак и пускает в ход свою кулинарную фантазию. Перед нами один за другим проносятся роскошные блюда, приготовленные им (для такого зрелища уже даже придумали термин – «фудпорно»). Но отдельное удовольствие наблюдать, как обаяшка Фавро хлопочет в тесной кухоньке под ритмы латиноамериканской самбы или новоорлеанского джаза. Консультантом у него работал сам Рой Джой, легендарный кореец, который поставил уличную еду в один ряд с ресторанными яствами.
Никогда ещё шоколад не был так прекрасен, тягуч, ароматен и волшебен, как в этом фильме Лассе Халльстрёма. Даже в «Чарли и шоколадная фабрика» Бёртона, где также сыграл Джонни Депп, этот божественный продукт индейцев майя не обладает такой степенью привлекательности. Возможно, всё дело в том, что его вкус особым и наиболее полным образом раскрывается именно тому, кому он предназначен. Героиня Жульетт Бинош устраивает настоящий переполох в маленьком французском городке. Она ведёт себя, как фея или Мэри Поппинс из сказки, умеет найти подход к каждому клиенту своего магазинчика сладостей, подобрать для него ту самую форму шоколада. Потому что неважно, что для вас готовят, важно ещё и кто и с каким чувством.
Здесь за дело берутся два повара. Один - солидный, обстоятельный, но уже теряющий хватку шеф-повар. Другой – талантливый выскочка, в прошлом маляр. Вместе они из кожи вон лезут, чтобы спасти ресторан, в котором работают, и не лишиться звезды. Зрителя здесь пустят в святая святых – на кухню. Туда, где рождаются блюда, вносятся последние штрихи на белоснежной тарелке, а на торт водружается финальная вишенка. Даже снующие туда-сюда повара в сценах с готовкой не массовка, а настоящие профессионалы. Французская комедия, выполненная в лучших традициях жанра.
Этот мультфильм Pixar вне конкуренции. И вся соль в его концепции: готовка - это подлинно творческий процесс. Ну, и ещё, конечно, мысль о его демократичности. Потому что, да, готовить может каждый. Даже симпатичная крыса из не самой опрятной семьи может спокойно хозяйничать в стенах суперреспектабельного заведения. Короче, выше нос, держите хвост пистолетом, готовка не терпит зануд, скованных предрассудками. Пусть кухня станет вашим полем для экспериментов. Помимо психологического взгляда на приготовление пищи, этот мультфильм ещё проливает свет на профессию ресторанного критика. И помните, все эти звёзды «Мишлен» всего лишь регалии, иногда даже самое незамысловатое блюдо может оказаться на порядок выше любого экзотического.
И вновь швед Лассе Халльстрём обращается к кулинарии, но здесь ещё речь идёт и о столкновении культур. Индийская кухня против французской, панир против рататуя - ресторан «Плакучая ива» мадам Малори соревнуется с «Дворцом Мумбаи», которым заведует Кадам из Бомбея. Финал здесь заведомо предсказуем- чтобы стать сильнее этим двум мирам, двум подходам к эстетике приготовления и вкушения пищи придётся договориться. А зрителям остаётся любоваться красотами французской провинции и, конечно же, утончёнными блюдами. Пироги с томатами и козьим сыром, жареный рис с креветками и омлетом, шоколадный фондан и индийский яблочный шримати, - ох, как же велика и многообразны традиционные кухни Франции и Индии.
Британские работы режиссёра-интеллектуала Питера Гринуэйя напоминают большие эстетические эксперименты, переполненные чёрным юмором. У этого фильма блестящий актёрский ансамбль - Ришар Боринже, Хеллен Миррен, Тим Рот, Майкл Гэмбон. Гениальная музыка Майкла Наймана и один из лучших европейских операторов за камерой – Саша Верньи, работавший ещё с Аленом Рене. Это пышная картина, снятая в ядовитых красных и зеленых тонах. Местом действия выбран дорогой ресторан, где любит закатывать пиры местный мафиози и гурман Ришар. Его стол всегда ломится от яств. Бокалы с дорогими винами, блюда с птицей, мясом и фруктами, гигантские лобстеры – чего только нет! Но главным в меню бандита окажется вовсе не это. Ведь не случайно в названии упомянуты ещё и его жена с любовником…
Но отвлечёмся от Франции и перенесёмся в Нью-Йорк. Героиня Кэтрин Зеты-Джонс, шеф-повар, для которой готовка сродни медитации, что выдаёт в ней неискоренимого перфекциониста. Она ответственна, строга и принципиальна. Но тут в её жизни всё вдруг идёт не по плану. Ей выпадает заботиться об осиротевшей племяннице, а на работе в помощь нанимают другого повара в лице молодого Аарона Экхарта, у которого совсем другой подход и к готовке, и к жизни. Два таких разных повара на кухне – это конфликт, но перед нами романтическая комедия, а, значит, всё должно закончиться хорошо. Ну, разве что он получит пару раз сковородкой по голове. Случайно, конечно же.
Этот аниме-сериал способен открыть вам новые грани процесса вкушения пищи. Для экстатических состояний его создатели даже придумали специальный термин «фудгазм». Если герой пробует что-то вкусное, экзотическое, пикантное, неважно традиционно японское или нет, то он взмывает к небесам, краснеет, бледнеет, его обволакивает аурой съеденного блюда. В общем, плющит не по-детски. Манга выходит с 2012 года, сериал с 2015-го. И вот уже четвёртый сезон, а зрители всё так же с замиранием сердца следят за «кулинарными баттлами» в престижной академии Тоцуки, где потомственный повар Сома учится искусству смешивать обычные продукты так, чтобы они превращались в произведения искусства.
Красотка Пенелопа Крус здесь играет бразильянку, которая отправляется в Сан-Франциско в поисках новой жизни. И она как по мановению волшебной палочки почти тут же у неё начинается – девушка становится ведущей кулинарного шоу. Спустя шесть лет после этого фильма в «Возвращении» у Педро Альмадовара актриса вновь продемонстрирует, как потрясающе она выглядит за готовкой в окружении овощей и специй. Там она за рекордный срок состряпает роскошный обед для целой съёмочной группы. Но и ещё задолго до этого Пенелопа Крус, похоже, знала, что женщина на кухне – это очень сексуально, а уж совместная готовка – это вообще нечто феерическое.
Старая добрая французская комедия Клода Зиди – просто пир для киногурманов. В главной роли неподражаемый Луи де Фюнес, он – ресторанный критик, способный по одному только запаху определить, из чего создано то или иное блюдо. Все рестораны мечтают оказаться в его списке (пародия на Красный гид «Мишлен»), а он старается быть неузнанным, и ради инкогнито-дегустации переодевается то в старушку, то в ковбоя-туриста, то в шофёра. Кто бы мог подумать, что жизнь ценителя и знатока вкусной еды может быть такой яркой и авантюрной? Фазаны, устрицы, утка с персиками, дыня в портвейне – устоять против этого невозможно. И даже если вы будете смотреть этот фильм сытым, вас всё равно не избежать пары подходов к холодильнику.
Кино Норы Эфрон сначала упрекали в феминизме. Потом наоборот, в его отсутствии. Мол, одна из главных героинь хоть и эмансипированная современная американка, а всё равно не придумала ничего лучше, как встать за плиту. Речь идёт о блогерше Джули Пауэлл (Эми Адамс), от скуки она берётся приготовить все 524 блюда из знаменитой поварской книги «Осваивая искусство французской кухни». Об авторе книги рецептов Джулии Чайлд (Мэрил Стрип), жене дипломата и звёздной ведущей кулинарного шоу в 50-х годах, научившей готовить всю Америку, мы тоже узнаем. Обе женщины реально существовали. Но главное, что приготовление её блюд спокойно можно освоить самим. Как насчёт бёф бургиньон – говядины по-бургундски?
Тост
Toast
2010
/ Биографический фильм, Комедия, Драма
Что такое британская еда? Мясной пирог, «овсянка, сэр», яичница с беконом... Английская кухня местами грубовата и аскетична. Юный Найджел, главный герой этого телефильма BBC, мечтает о большем, чем обыкновенный тост на завтрак. Он - прирождённый повар, будущий мастер вкуса и властитель ресторанов (фильм основан на реальной биографии легенды кулинарного мира – Найджела Слэйтера). Но мальчик переживает непростые времена: его мать умерла, а отцу попросту не до него. Вдобавок родитель влюбляется в «домоправительницу» (её играет Хелена Бонем Картер), которая тоже кое-что понимает в готовке. Чаша терпения Найджела переполнена, в нём просыпается соревновательный дух. Свои эмоции – тоску по матери, желание понравиться отцу - он вкладывает в свои арт-блюда. Кстати, рецепт лимонной меренги из этой картины можно взять на заметку.