«Кинопоиск» подвёл итоги года в формате традиционного декабрьского пресс-завтрака, рассказав о трендах кинорынка в прокате и онлайн. Спикером выступила директор «Яндекса» по работе с индустрией Ксения Болецкая.
Разборчивость в премьерах, неожиданные аудитории и борьба с прокатками для стримингов. Итоги 2024 года от «Кинопоиска»
© Вадим Богданов
«Миллионерами» по количеству просмотров на платформе в 2024 году стали 122 фильма и сериала, из них 97 — российские. На примере миллионников лидер стримингового смотрения также выделил, какие жанры в России сейчас наиболее популярны:
- Комедия (65 сериалов)
- Драма (42)
- Фэнтези и фантастика (32)
- Мультфильм (24)
- Экшен (19)
- Триллер (16)
Директор «Яндекса» по работе с индустрией отметила, что одной из главных тенденций 2024 года стал ориентир онлайн-кинотеатров на большие премьеры.
«Стриминги избирательнее подходят к выбору оригинальных проектов, больше фокусируются на крупных премьерах, стараются максимизировать аудиторию каждого проекта, во многом за счёт уже привлечённых подписчиков», — сказала Болецкая. Она напомнила, что сейчас онлайн-кинотеатры максимально делятся контентом, так как «эксклюзивов становится всё меньше, потому что они становятся всё затратнее». В качестве успешного примера «шеринга» спикер привела сериал «Маша и медведь», который доступен сразу в 13 онлайн-сервисах, что не помешало ему собрать только на «Кинопоиске» более 2 млн просмотров.
При этом Болецкая обратила внимание на то, что некоторые сериалы неожиданно находят отклик не у той аудитории, которая считалась для проекта целевой. Например, «Жизнь по вызову» хорошо набирает просмотры в нише семейного кино, «Слово пацана» имело успех у детской аудитории, а «Золотое дно» активно смотрела традиционная публика турецких сериалов.Эксперт привела данные Яндекс.Карт, согласно которым в 346 городах и 18 тысячах сёл в России нет кинотеатров. По её словам, российские фильмы на «Кинопоиске» в 2024 году посмотрели 2,8 млн семей из таких населённых пунктов.
Болецкая напомнила о поддержке кинопроката со стороны онлайн-мейджора.
«Если, условно, 9 млн киноходящих хотя бы раз в год пойдут в кино, это сильно увеличит кинорынок», — объяснила директор «Яндекса» по работе с индустрией. Она напомнила, что для стимулирования походов в кинотеатры с 2024 года «Кинопоиск» запустил систему персонализированных рекомендаций и кэшбека, в рамках которого платформа возвращает покупателю половину стоимости билета без привлечения кинотеатров. Эту практику в «Кинопоиске» намерены продолжить и в 2025 году.
В России хотят запретить показ фильмов без прокатного удостоверения в онлайн-кинотеатрах
Затронули на пресс-завтраке и вызвавший недавно бурную дискуссию вопрос потенциального введения прокатных удостоверений для онлайн-кинотеатров. Болецкая заявила, что в «Кинопоиске» делают «примерно всё» для противодействия этой инициативе.
«У нас несколько тысяч тайтлов без прокатки. Чтобы всё это отсмотреть в индивидуальном порядке, понадобится много-много месяцев — и то, если всё это Минкультом будет отлажено», — напомнила она, ещё раз добавив, что пираты с подобной проблемой не столкнутся. Директор «Яндекса» по работе с индустрией убеждена, что в случае введения прокатных удостоверений для стримингов «сроки проверки выдерживаться не будут, премьеры из-за этого будут выходить с сильным опозданием, каталоги сократятся».