1 место. «Сияние» Стэнли Кубрика — культовое кино. Герой Джека Николсона, засунувший голову в дыру в двери, потоки крови, льющиеся из дверей лифта, близнецы-призраки в коридоре отеля — эти кадры навсегда вошли в историю кинематографа. Но Стивену Кингу эта экранизация категорически не нравится. Однажды он сравнил фильм с красивым «Кадиллаком» без мотора: мол, впечатляет, но нет самого главного. Он надеялся, что новая экранизация исправит впечатление: написал сценарий и даже взял на себя роль исполнительного продюсера одноимённого мини-сериала, вышедшего в 1997 году. Фильм действительно ближе к тексту, только сейчас его мало кто вспомнит.
2 место. «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта уже многие годы занимает лидирующие строчки в рейтингах. История дружбы узников тюрьмы — Рэда и Энди — восхищает зрителей со всего мира, дарит надежду и служит напоминает о том, что отчаиваться нельзя. К 200-летнему белому дубу, где Энди оставил письмо Рэду, приезжали фанаты со всего мира долгие годы, до 2017-го, когда дерево решено было спилить, потому что до этого его сломал ветер и рядом было просто опасно стоять. Поэтому даже удивительно, что в прокате фильм не сорвал куш (мировые сборы составили 28 млн долларов), а на «Оскаре» — пролетел во всех семи номинациях.
3 место. «Кэрри» — первая экранизация Стивена Кинга — имела большой успех в домашнем прокате: заработала почти 34 млн долларов при бюджете в 2 млн. То, как Брайан де Пальма рассказал историю затравленной школьницы, которая жестоко мстит обидчикам на выпускном, писателю понравилось. Концовка, по его мнению, получилась даже лучше чем в книге. От картины в восторге и знаменитые режиссёры. Мартин Скорсезе ходил на «Кэрри» три раза, когда она была в прокате, а Квентин Тарантино явно вдохновлялся ею, когда снимал фильм «Убить Билла»: сцена кровавого танго ближе к финалу рождает ассоциацию с разборками на школьном празднике.
4 место. Мизери — имя героини, которую по сюжету фильма популярный писатель «убивает» в своей очередной книге. Главная фанатка сильно разгневана этим. Угрожая расправой, она требует переписать историю, и автору приходится подчиниться. Образ сумасшедшей, которая держит в заложниках своего кумира, создала Кэти Бейтс. За эту блистательную работу в фильме Роба Райнера она получила «Оскар» и «Золотой глобус».
5 место. «Останься со мной» — один из тех культовых фильмов 80-х, что вдохновили братьев Даффер на создание сериала «Очень странные дела». Как и в первом эпизоде проекта Netflix, в фильме пропадает подросток, и друзья отправляются на его поиски. Ребята даже не представляют, что этот поход навсегда изменит их жизнь. У Роба Райнера получилась сентиментальная драма взросления, и название «Тело», как у повести Стивена Кинга, лежавшей в основе фильма, было решено заменить. В итоге остановились на заголовке «Останься со мной» в честь песни из саундтрека — хита 1961 года Stand by Me Бена Кинга.
Оно
It
2017
/ Драма, Триллер, Ужасы
/ США
6 место. «Оно» 2017 года — не просто самая коммерчески успешная экранизация Стивена Кинга. Фильм является самым кассовым хоррором за всю историю кино. История противостояния подростков из маленького американского городка и клоуна-демона, который питается человеческими страхами, собрала в мировом прокате 700 млн долларов. За роман Кинга «Оно» до этого уже брались кинематографисты: первая киноадаптация вышла в 90-м году. Но тогда восторга было несравнимо меньше.
7 место. Культового статуса как у «Побега из Шоушенка» тюремная драма «Зелёная миля» не получила, но Фрэнк Дарабонт и здесь играет на чувствах зрителей, пробуждая сострадание, старается учить доброте и умению разглядеть вокруг красоту там, где, кажется, ей совсем нет места. Есть те, кто упрекает фильм в излишней патетике, но большинство зрителей тронула история чернокожего громилы, подружившегося с мышонком, и надзирателя, ставшего свидетелем чуда. «Зелёная миля» тоже не получила «Оскара», хотя претендовала на награду в четырех категориях.
8 место. Кристофер Уокен редко играет положительных персонажей, но в «Мёртвой зоне» у него роль человека, который использует свой дар, чтобы сделать мир лучше. Дэвид Кроненберг до этого проекта считал, что режиссёр должен писать сценарий сам, но здесь ему пришлось рассказать «чужую» историю. Наконец, Стивен Кинг создал политический триллер с элементами мистики и детектива — это редкий случай, когда он изменил жанру ужасов. Писатель, кстати, фильм не ругал, лишь отметил, что книга тоньше. В любом случае «Мёртвая зона» занимает особое место в карьере всех троих и в сердцах зрителей тоже.
9 место. «Мгла», вышедшая в 2007 году, снята по повести «Туман», и это — ещё одна экранизация произведения Стивена Кинга, за которую отвечает Фрэнк Дарабонт. По сюжету на американский городок вдруг опускается густой туман, и если человек попадает в эту пелену, то непременно сталкивается с жуткими монстрами. Дарабонт делает фокус не на чудищ на улице, а на запертых в супермаркете людей и на их порой чудовищное поведение на фоне стресса. Режиссёр изменил открытый финал истории, поставив в конце неожиданную и крайне драматическую точку. Кингу такая концовка понравилась.
10 место. «…Эта крошка работает на ваших нервах, а не на вашем рвотном рефлексе», — так про фильм «1408» однажды сказал Стивен Кинг. Ему очень нравится, как авторы рассказали историю писателя, застрявшего в проклятом номере отеля. Уже после просмотра трейлера он понял, что авторам удалось создать по-настоящему пугающий фильм, который смогут по достоинству оценить фанаты жанра. Так и вышло. Своего зрителя картина сразу нашла. При скромном бюджете в 25 млн она заработала почти 133 млн долларов и попала на 10 строчку Абсолютного рейтинга телеканала НСТ.
11 место. «Долорес Клэйборн» — это детективная история о прислуге, которую подозревают в убийстве богатой хозяйки. Главную роль в фильме исполняет Кэти Бейтс. Когда Стивен Кинг работал над романом «Долорес Клэйборн», он писал главную героиню специально под Бейтс, с которой автор познакомился на съёмках «Мизери», и та его просто очаровала. Действительно трудно представить на месте Бейтс другую актрису: сколько правды в этом образе суровой, прямой женщины с трудной судьбой.
12 место. В 1989 году «Кладбище домашних животных» стал самым кассовым хоррором в мире. Фильм заработал 57 млн долларов — больше, чем очередные части «Пятницы, 13е», «Хэллоуина» и «Кошмара на улице Вязов» вместе взятые. Картина Мэри Ламберт, которая до этого была известна как автор клипов для Мадонны и других поп-звезд, до мурашек жуткая, как и книга Стивена Кинга. Историю молодого врача, который совершает древний ритуал, чтобы вернуть к жизни тех, кого любил, сам писатель считает самой пугающей из всех, что он придумал. В своё время у него даже была депрессия из-за этого. Поэтому неудивительно, что работа над экранизацией шла под его присмотром. Результат Кингу понравился.
13 место. В начале 80-х популярность Стивена Кинга стала настолько высокой, что кровавая история любви подростка-лузера и «железной стервы» Кристины — красного Plymouth Fury 1958 года — сначала попала на экраны, а уже потом на книжные полки. Писатель выбрал эту модель машины, потому что, по его словам, она была подзабытой, у неё не было легенды. Благодаря Кингу интерес к автомобилю возрос, а тот самый «Плимут» из фильма был выставлен в начале 2020 года на аукционе за 400 тыс долларов.