Герой в этом аниме постоянно умирает и начинает заново. Всё как в компьютерной игре, главное - добежать до чекпоинта. С одной только разницей, что парень настоящий, состоит из плоти и крови, и умирать каждый раз ему страшно и совсем не хочется. Мир, где с ним всё это происходит, не его, и всё там довольно необычно и причудливо. Эти страдания он терпит, разумеется, ради спасения одной милой девушки. Сериал невероятно популярен среди любителей исекая и не только. Он уже почти стал классикой, хотя многие считают его переоценённым. Второй сезон обещает выйти в 2020-м, так что есть повод познакомиться с тайтлом.
Конечно, Хаяо Миядзаки выше каких-нибудь там жанров и ни за что бы ни согласился, что самое значительное его произведение на самом деле исекай. Но, с другой стороны, его Тихиро – самая настоящая «попаданка». Девочка оказывается в ином, параллельном мире, выбраться она оттуда не может, если, конечно, не приложит ряд усилий. Понятно, что это метафора взросления: ведьма Юбаба, Безликий, речной дух - все эти герои учат поначалу несколько незрелую и инфантильную героиню уму-разуму. Но факт «попаданства» налицо.
Этот тайтл прошлого года, но без него уже не обходится ни один обзор про исекай. И вот почему. Главный герой здесь не плаксивый девственник, который пользуется благами волшебного мира, а 37-летний офисный планктон, переродившийся в слизь. Да, в самого настоящего желеобразного слизняка, правда, очень способного. Авторы этого аниме-сериала вволю поиграли с жанром, но при этом не забыли о его основах. Талантливый слайм (в игре Dragon Quest так назывались самые ничтожные создания) организовывает себе в новой вселенной очень достойную жизнь, гораздо интереснее той, что была у него в прошлом.
Новый мир здесь виртуальный – массовая многопользовательская игра Sword Art Online, и она с серьёзным подвохом. Если погибнешь в игре - умрёшь и в реальности. Запертым игрокам ничего не остаётся, как пройти её до конца. Эта история настолько популярна, что говорить о ней даже как-то неловко. Первый сезон сериала выдался таким впечатляющим, что фанаты теперь готовы простить тайтлу его менее талантливые спин-оффы и продолжения. Суперигроки Кирито и Асуна, прошедшие рука об руку через все многочисленные фэнтези-испытания, - уже практически народные герои. В данный момент все смотрят «Мастера Меча Онлайн: Алисизация - Война в Подмирье» - экранизацию самой длинной арки из 21-томного ранобэ Рэки Кавахара (его сюжет и лёг в основу аниме).
Компьютерные игры оказали огромное влияние на жанр исекай, фактически обеспечив ему второе рождение. «Повелитель» - это уже ставшая культовой история о том, как геймер решает остаться в любимой дарк-фэнтези игре навсегда. И остаётся. Там он превращается во влиятельного скелетона по имени Момонга, и дальше договариваться ему придётся с NPC-персонажами (неигровыми), которые зажили собственной жизнью. Забавно в этом аниме то, что герой, в общем-то, и не злодей, хоть часто и преследует личную выгоду. Его инфернальное лицо не выражает ровным счётом ничего, но внутренний монолог многое объясняет в его характере, обнажая наигранный пафос Тёмного лорда.
Поскольку исекай – геройский жанр, то любые манипуляции с ним касаются как раз личности ключевого персонажа. Обычно герой в жизни мало что из себя представляет, но новая реальность позволяет ему как-то приободриться, и девушки у него появляются, и друзья. Здесь же – молодой человек, призванный в мир, созданный по всем законам RPG-игры, наоборот, становится несчастнейшим из людей. Его обвиняют в изнасиловании, другие мечники над ним насмехаются, а все остальные просто отворачиваются. Второй сезон уже анонсирован, осталось его дождаться и проверить, удастся ли ему удержаться в топе.
В народе это аниме называется Konosuba. И самое волшебное в нём, что это комедия. Правда, немного пошловатая, но зато лёгкая, ненавязчивая и жизнерадостная. С элементами этти-гарема. Но обо всём по порядку: Казума Сато – хикикомори, проще говоря, геймер-домосед. Умирая, он попадает в другой мир, где ему быстро объясняют, что спасти его может только он. Прихватив с собой симпатичную богиню, он отправляется исследовать неизвестную фэнтези-вселенную, которая больше всего похожа, угадайте на что? Да, на всё ту же RPG-игру. К чести этого тайтла, пародии здесь всё же больше, чем слепого следования канонам. Здесь у каждого персонажа есть свой пунктик, а Казума время от времени ведёт себя как очень даже адекватный юноша, что для исекая явление нечастое.
В Гинзе, фешенебельном районе Токио, открылся портал из параллельной вселенной, и оттуда валом повалили всякие малопривлекательные монстры. Но японские силы самообороны берут ситуацию в свои руки и загоняют сказочных существо обратно, а затем сами переходят в наступление и наведываются с визитом к ним. Командир этой специальной разведывательной группы - неисправимый отаку, а значит можно не волноваться, что этот мир ему не понравится. Другое дело, что сильные мира сего уже поняли, что волшебная страна богата на ресурсы. Складывается впечатление, что это аниме придумано исключительно ради прославления японской армии, которой, к слову, после поражения во Второй мировой войне как таковой у этой страны нет. Но отчаянный милитаризм здесь часто утопает в патриотическом гуманизме, и это радует.
Этот исекай интересен тем, что здесь всё наоборот. Согласитесь, что беспощадный лидер тёмных сил из фэнтези-мира будет чувствовать себя в современном Токио так же странно, как какой-нибудь ОЯШ, очутившийся в волшебной игре. Садао Мао и правда настоящий «попаданец», у себя дома он был предводителем нечисти, а в японском мегаполисе вынужден гнуть спину в «макдаке». Ясно, что в такой ситуации тотального «понижения» всё отдано старому доброму бытовому юмору, и здесь, помня об эпических баталиях в начале аниме, важно всегда держать в голове, что протагонист - могущественный злодей. Просто в Токио его инфернальные качества заметно притупились. Как говорил Данила Багров: «Город - это злая сила. Сильные приезжают, становятся слабыми, город забирает силу. Вот и ты пропал!»
Таня Дегуршаф из этого аниме классическая «перерожденка», точнее «перерожденец». Жил-был обычный японский офисный служащий, после смерти он был направлен в альтернативный мир, где не прекращаются военные действия. Ирония судьбы здесь в том, что строить свою военную карьеру ему придётся в теле маленькой девочки. Тут вам и экшн (всё-таки война), и амбициозный герой, и при этом - магия. В этом году в прокат вышел аниме-фильм «Военная хроника маленькой девочки» режиссёра Ютаку Уэмуру, при создании которого он, между прочим, вдохновлялся «Дюнкерком» Кристофера Нолана. Но там Таня борется против Руссийской Федерации (сталинская Россия) и становится жертвой сексуальных домогательств Лории (читай Берии), а это уже не каждый отечественный зритель сможет переварить.
Ещё один хит, в основу которого положен принцип игры, а его герои - заядлые геймеры с интеллектом выше среднего. Сора и Сиро - ребята совершенно не жизнеспособные, зато они гении компьютерных игр. Однажды некий бог вызывает их на виртуальную дуэль, а потом приглашает их в свой мир Дизборд, где все конфликты решаются посредством игры. Это аниме радует отлично сработанным дуэтом двух игроков, неглупыми стратегиями, юмором и даже некоторой философией. Несмотря на то, что тайтл увидел свет в 2014 году, второго сезона пока не последовало. Зато в 2017-м вышел прекрасный полный метр «Нет игры — нет жизни: Начало» об истории древнего Дизборда.
Это аниме - настоящий подарок для фанатов четырёх лучших представителей жанра исекай: «Повелитель», «Этот замечательный мир!», «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» и «Военная хроника маленькой девочки». Герои всех этих тайтлов встречаются в этом пародийном кроссовере в одном мире, и теперь им нужно как-то налаживать отношения. Забавно, что все они нарисованы «чибиками», то есть персонажи выглядят как малыши - у них большая голова, маленькие-ручки-ножки, огромные глаза. И все они полностью соответствуют своему образу, а отвечает за всё это веселье Studio Puyukai, которая в этой специальной аниме-технике до этого уже делала спешлы почти ко всем вышеперечисленным исекаям.