«Эта ткань отвратительная. Я не хочу проявлять неуважение, но она просто похожа на штору», — именно так Кристль описывает настоящее одеяние ватиканских священнослужителей. Поэтому в первую очередь при создании костюмов пришлось брать другую ткань — более плотную.
"Сидящая фигура (красный кардинал)", Фрэнсис Бэкон
Художница добавила, что почти по такой же причине в образах кардиналов не использовались деревянные кресты (которые в реальной жизни некоторые из них всё же носят) — такие распятия плохо выглядят в кадре, а если говорить конкретнее, то зрители могут воспринять их как игрушечные.
Кристль отметила, что были у неё и современные источники вдохновения — одна из коллекций Balenciaga. Но после работы над «Конклавом» она не может воспринимать высокую моду так, как прежде. «Раньше я смотрела на Balenciaga, Dolce&Gabbana, Jil Sander (под руководством Люка и Люси Мейер), Prada и многих других под иным углом. Сейчас я повсюду вижу вдохновлённость Римско-католической церковью», — рассказала художница.
Шаг вправо, шаг влево – разрыв!
«Алло, коммисар, это я! А это костюм другой просто. У вас — один, а у меня — другой. Понимаешь, просто другой», — говорит главный герой мюзикла «Стиляги» Мэлс, объясняя негодующим комсомольцам своё преображение в модника.
Кадр из фильма «Стиляги»
«Поначалу мы воссоздали костюмы, которые стиляги носили в конце 50-х годов, но оказалось, что они очень «невинны» и с их помощью невозможно передать тот эффект, который одежда тех молодых людей производила на обычных советских граждан. Поэтому было решено сделать костюмы к фильму более яркими и экстравагантными, чем они были в реальности. Так мы смогли на визуальном уровне отделить наших стиляг от окружающей их серой толпы, показав их эпатажность и «цветастость», — рассказал режиссёр Валерий Тодоровский.
Кадр из фильма «Стиляги»
Всё было не зря — работа над этим фильмом принесла художнику по костюмам Александру Осипову премию «Ника».
Кеды для королевы
Оскароносная Милена Канонеро начала свой карьерный путь художницы по костюмам сразу с «Заводного апельсина», создав один из самых запоминающихся образов в истории кино — злодей Алекс Делардж с его чёрным котелком и белым костюмом с подтяжками пародировался даже в «Симпсонах». Работы Канонеро часто влияют на тренды и плотно входят в массовую культуру на долгие годы. Исключением не стала и «Мария-Антуанетта» Софии Копполы — многие представляют себе образы из этого фильма, услышав имя французской королевы: корсеты и высокие причёски, белые кружева и чокеры, различные оттенки розового и шелка цвета шампанского, струящаяся органза и сверкающие бриллианты. При этом задачи чётко следовать исторической достоверности у Канонеро не было.
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Костюмы должны были помочь зрителю прочувствовать легкомысленную натуру героини — она оторвана от реальности и живёт в мире избыточности и экстравагантности, при этом полна юности и надежд. Поэтому для наглядности элементы реального исторического костюма местами сталкивали с современной высокой (и не только) модой. Например, за создание обуви отвечал дизайнер туфель Маноло Бланик, которому поставили задачу «передать суть эпохи в том виде, в котором он себе её представляет». Таким образом, фокус больше лежал на отображении эмоциональной правды, а не исторической.
В фильме многие могли заметить и присутствие кед Converse — Коппола видит Антуанетту подростком, взбалмошным и неопытным, и эта идея легко транслируется с помощью всего лишь одной пары обуви в кадре.
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Свобода духа и движений
Жаклин Дюрран, работавшая над «Маленькими женщинами» Греты Гервиг и получившая за это «Оскар», руководствовалась следующим принципом: «Придерживаться викторианской эпохи, но не так, как все привыкли это видеть».
Кадры из фильма «Маленькие женщины»
Кадр из фильма «Маленькие женщины»
Джо не носит и корсеты – раз она наиболее свободолюбива, то и движения ей сковывать ни к чему.
Кадр из фильма «Маленькие женщины»
Удлинённый гангстер-денди
Трёхкратная лауреатка премии «Оскар» Сэнди Пауэлл, известная работой над костюмами в «Авиаторе», «Влюблённом Шекспире» и «Фаворитке», заявила, что невозможно добиться абсолютной исторической достоверности при воссоздании нарядов других эпох.
«Никакой исторический костюм не может быть стопроцентно достоверным, потому что ткани и техники пошива изменились», – подчеркнула Сэнди Пауэлл.
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка»
И так довольно высокого актёра (в Сети приводят разные данные о его росте — от 1,81 до 1,86 м) решили дополнительно «удлинить»: его цилиндр был выше, чем у остальных гангстеров-денди, брюки — уже, а мыс обуви — более вытянутый.
Пауэлл подчёркивает, что в первую очередь костюм должен соответствовать именно персонажу. «Момент озарения, когда ты уверен, что этот костюм подходит, — лучшая часть работы. Это обычно происходит во время примерки, когда ты собираешь образ воедино, и внезапно вот он — твой персонаж. И актёр говорит: “Отлично, теперь я точно знаю, кем сейчас являюсь”», — заключила она.