В прокате идёт «Еретик», новый хоррор А24 с Хью Грантом в роли религиозного фрика, запершего у себя дома двух молодых миссионерок с целью испытать их веру на прочность. Чтобы напугать зрителя, фильм режиссёров Скотта Бека и Брайана Вудса опирается на жуткую атмосферу, только часть которой — это заслуга актёрского мастерства и зловещей харизмы Гранта. Большую роль в создании зрительского напряжения сыграла тишина, возникающая между диалогами.
Как напугать тишиной: рассказывают звукорежиссёры «Еретика»
© Кадр из фильма «Еретик»
В фильме говорят действительно много, поэтому к работе с «тихими» моментами звукорежиссёры подошли особенно ответственно.
«Когда персонажи замолкают, вы начинаете слышать мелкие детали в комнате вокруг них: скрип половиц, ход часов, звуки природы за окном. И мне кажется, что это вызывает очень неприятное чувство, когда вы просто резко обрываете диалог. В реальной жизни, если кто-то во время разговора говорит что-то неловкое, повисает неловкое молчание, и его чувствуют все. А в фильме, где так много музыки и диалогов, резкая тишина ещё больше усиливает это чувство внезапного дискомфорта», — рассказывает звукорежиссёр и саунд-дизайнер
Эухенио Батталья.
Тиканье часов как источник саспенса — это уже заезженный приём. А как насчёт звуков воды?
«Если вы внимательно прислушаетесь, то в каждом сегменте фильма есть элемент тиканья. Если вы снаружи, у вас идёт дождь. Когда вы внутри, у вас есть часы, у вас есть это японское водное устройство, сиси-одоси», — отмечает Батталья.
Кадр из фильма «Еретик»
Вообще, у звукорежиссёра метод работы схож с методом Микеланджело:
«Я советую не начинать с тишины как с базового звука. Представьте, что вы создаёте скульптуру. Вы начинаете с большой массы звуков, а потом уже постепенно отбрасываете лишнее. В конечном счёте, вы придёте к полнейшей тишине, чтобы в полной мере ощутить её магию и понять реальный вес тишины как инструмента рассказа историй».
Второй звукорежиссёр
«Еретика», номинант на премию «Эмми»
Майкл Бабкок, рекомендует найти звук, который станет отправной точкой для всех остальных звуков в картине:
«Вам следует иметь словарь звуков для каждого фильма. Для этого вам надо идти и записывать базовые звуки, которыми затем вы сможете манипулировать. Важно иметь отправную точку, например, треск дерева — звук, который дальше вы будете совершенствовать, чтобы придавать истории определённый эффект». В «Еретике» этим отправным звуком становится скрип, с которым сестра Барнс поворачивает к себе ароматизированную свечу и понимает, что никакого черничного пирога нет: их только что обманули. Зритель в эту секунду осознаёт, что игра началась, и для героинь уже нет пути назад. Дальше этот звук пронизывает весь фильм, усиливается и ещё больше нагнетает атмосферу, достигая кульминации в сцене в подземной пещере.
Кадр из фильма «Еретик»
Но есть всё-таки в работе звукорежиссёра кое-что поважнее, чем конкретный звук. Это создание общего темпа повествования. В «Еретике» чем напряжённее становится сюжет, тем громче и динамичнее становится звук.
«Больше думайте о синхронизации, о темпе. Как только у вас будет что-то вроде макета из различных звуков, вы сможете манипулировать ими. В начале вам всё это будет казаться неразборчивой массой, но вскоре, когда вы нащупаете нужный темп, вы сами не заметите, как собранные вами звуки начнут вас же вдохновлять. Просто поставьте темп и ваши собственные ощущения в приоритет», — подытоживает Батталья.