С этого фильма для большинства российских зрителей началось знакомство с корейским кино. Сначала про «Остров» написали издания всего мира (кроме России), потому что фильм шокировал всю публику Венецианского кинофестиваля в 2000-м году. Роджер Эберт пугал своих читателей тем, что ничего тошнотворнее и прекраснее они в своей жизни не смотрели. А у нас фильм после скромного выхода в кино разошёлся на видеокассетах, и о сценах с рыболовными крючками люди рассказывали друг другу шёпотом, задыхаясь от восторга.
Автор «Острова» Ким Ки Дук после этого быстро стал самым модным режиссёром у синефилов. Они начали искать его ранние картины и смотреть новые, тем более что их стали понемногу показывать в элитарных кинозалах и выпускать на видео. Среди этих работ особенно стоит выделить «Плохого парня» - шокирующий рассказ о том, как хулиган похитил девушку и сдал её в публичный дом, чтобы наблюдать за тем, как её унижают. При этом речь идёт о большой любви, просто не самой обычной.
Самый популярный фильм Ким Ки Дука в России, после него уже вполне можно считать его народным режиссёром. Всё дело в том, что другие его картины - испытание нервов на прочность, а на эту можно было пойти с девушкой и знать, что ей точно понравится. И девушки были в восторге. Изумительные пейзажи, буддийский колорит, красивая и меланхоличная история с минимумом насилия превратили этот фильм в абсолютный хит, который нельзя было пропускать.
А вот этот фильм, самый экспериментальный, самый личный и самый хулиганский у Ким Ки Дука, аудитория предпочла не заметить. Может, всё дело в том, что он появился у пиратов раньше, чем в прокате. Но более вероятно, что смотреть на Ким Ки Дука, играющего самого себя в депрессии, было как-то не по себе. О том, что это мокьюментари, зрителя никто не предупредил.
Если «Остров» был самым скандальным фильмом Ким Ки Дука, то «Пьета» - самый титулованный. Золотой лев в Венеции. Толпы фанатов и потрясённые журналисты снимали на красной дорожке Ким Ки Дука, который явился туда едва не в лохмотьях и всем своим видом демонстрировал пренебрежение как к пафосной кинотусовке, так и ко всем призам, которые только существуют в мире. А профессионалы гадали, как с бюджетом менее 100 тысяч долларов можно создать настолько совершенный фильм.
Один из самых популярных корейских фильмов за всю историю. Его посмотрел весь мир, а Спайк Ли даже снял американский ремейк «Олдбоя», оставшийся, впрочем, в тени оригинала. Хотя насчёт оригинальности можно ещё спорить: сюжет является разработкой романа «Граф Монте-Кристо», но Пак Чан Вук (или Чхан-ук, как сейчас пишут) добавил в эту историю так много ярких (и жестоких) деталей, что она заиграла новыми красками.
Когда народ посмотрел «Олдбой», всем стало интересно, что же ещё можно посмотреть у такого яркого автора. И быстро стало известно, что этот фильм - часть трилогии о мести, первая часть которой вышла в России под названием «Сочувствие господину Месть». Невероятно жестокая и абсурдная история, где все друг друга пытают и режут, а также совершают самоубийства или гибнут в результате несчастного случая. Синефилы были в восторге и с радостью дождались третьего фильма из этой же серии, «Сочувствие госпоже Месть».
Ещё один хит от Пак Чан Вука, вампирская драма о священнике, который погиб и восстал из мёртвых, обретя ряд полезных для выживания навыков и потребность в человеческой крови. И если для западных вампирских фильмов характерна некоторая элегантность в эротичном высасывании крови из шейной артерии, то герой фильма грызёт своих жертв часто где ни попадя. Фанаты вампирского кино были очень довольны.
Эту картину Пак Чан Вука многие называли лучшим фильмом 2016 года и в рейтингах критиков она стабильно занимала почётные места. Это эротический триллер, который знатоки азиатского кино бранили за потворство вкусам невзыскательной публики, а все те, чьё знакомство с восточным кинематографом ограничивается парой фильмов в год, превозносили до небес. Потому что и вправду очень качественный фильм.
Также публика в тот сезон очень высоко оценила зомби-хоррор Ён Сан-хо, режиссёра-аниматора, который как будто специально копил опыт для ужастика про зомби. Справедливости ради стоит отметить, что фильм отличался от хороших западных образцов жанра только своей ориентальной экзотикой, но и этого, учитывая высокий драйв фильма, оказалось достаточно для того, чтобы его мировые сборы приблизились к 100 миллионам долларов.
Шири
Swiri
1999
/ Боевик, Драма, Криминал
/ Южная Корея
Наряду с «Островом» один из первых корейских хитов в России. Название обманчиво: шири - это маленькая рыбка, но фильм будет вовсе не о природе, и длинных кадров с косяками в струящихся ручьях ждать не стоит. Это боевик в духе любимых народов гонконгских зубодробилок, где все стреляют, ругаются и любят одновременно.
Не менее зубодробительный фильм от того же режиссёра, Канг Дже Гю, вновь возвращается к одной из самых болезненных точек в истории Кореи - гражданской войне начала 50-х годов. Это история двух братьев, которых отправили на фронт в качестве пушечного мяса. Вообще, пафос практически всех фильмов южнокорейских авторов сводится к тому, что разделение страны нужно только политикам, а простые люди больше всего хотели бы просто объединиться и жить дальше в мире.
Трогательная история любви от Ли Чан Дона - история хулигана, который влюбился в девушку, страдающую от церебрального паралича. Общество разлучило их, парень получил срок, девушка осталась страдать на воле, а сам фильм удостоился приза ФИПРЕССИ в Венеции, а это награда от самых придирчивых и капризных зрителей.
Поэзия
Shi
2010
/ Документальный фильм, Семейный фильм
Приз за лучший сценарий в Каннах. Этот фильм Ли Чан Дона рассказывает о пожилой женщине, которая решила начать писать стихи. И вся природа, все люди становятся для неё поводом для поэтических строчек, пока привычная для корейского кино имманентная запредельная жестокость бытия не вторгается в эту идиллию. Героине придётся пострадать...
Закончим эту подборку новым фильмом всё того же Ким Ки Дука «Сеть». Режиссёр этот уже обращался к теме вражды Северной и Южной Кореи, но в этот раз сделал это наиболее наглядно. Главный герой - бедный рыбак, которого течение относит во время рыбалки из Северной Кореи в Южную. Там его ждут с распростёртыми объятиями и начинают показывать ему красоты буржуазного мира, попутно устраивая ему допросы и пытки, чтобы убедиться, что он не шпион. А когда он возвращается домой к семье, приблизительно то же самое ждёт его в Северной Корее. Притча очень простая, но она убедительно показывает нонконформистскую позицию Ким Ки Дука и его гуманистический пафос, который всегда стоял в центре его произведений.