Вечерний Берлин. Поиски своего пола и своей страны
Выпуск №7
Конкурс Берлинского МКФ подходит к концу. Впереди всего два фильма, один из Вьетнама, другой из Японии, и каждый из них может стать обладателем «Золотого медведя». Среди фестивальной публики единодушия нет, и те картины, которые кому-то кажутся очевидными лидерами, беспощадно разносятся их коллегами. Но все с удовольствием расшифровывают ребус, который каждый раз загадывает своей программой директор фестиваля Дитер Косслик.
Вечерний Берлин. Поиски своего пола и своей страны
Трейлер фильма «Пятьдесят оттенков серого»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Сергей Эйзенштейн у Гринуэя находит свою предельную свободу во время поездки в Мексику. Только находясь в оазисе по другую сторону земного шара от своей родины, он может в буквальном и переносном смыслах сбросить покровы со своей личности и открыть её навстречу новым впечатлениям. Эта открытость и проникновение новых впечатлений обыгрываются в фильме иронично и даже скандально. По крайней мере, одним из ключевых образов фильма стал красный флажок, вставленный Эйзенштейну в анальное отверстие. Сам Эйзенштейн, поклонник площадной культуры, цирка и балагана, вряд ли бы возражал против такой эксцентрической шутки: в его рисунках есть образы куда более вызывающие. Но часть берлинской публики была шокирована – впрочем, Гринуэй настолько легко и непринуждённо преподносит свои импровизации, что никто всерьёз на него не обиделся.
Трейлер фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато»
Берлинале выступает против любых табу, препятствующих свободе личности. В каком-то смысле, в этой борьбе – смысл существования этого фестиваля в наши дни. Но это всё же момент не политический, а художественный: если у искусства и есть какой-то долг, то он в том, чтобы высвободить в человеке человека, который там, как правило, слишком хорошо припрятан. В любом случае, хорошо, что это удаётся сделать хотя бы в фильмах.