Вечерний Берлин. Удивительные прогулки по арабским пустыням и почти золотая свадьба
Выпуск №2
Дневные показы завершились, время систематизировать впечатления. Три конкурсных фильма, показанных один за другим, - отличный повод для размышлений, тем более что речь в каждом идёт о знакомых вещах.
Вечерний Берлин. Удивительные прогулки по арабским пустыням и почти золотая свадьба
Скептически приняла берлинская публика новый фильм Вернера Херцога «Королева пустыни». Николь Кидман в образе Гертруды Белл, умной, смелой и упорной англичанки, скитается по арабским территориям, встречаясь с шейхами и покоряя их своими манерами. Два несчастные любви и любовь к свободе бедуинов диктуют её поведение, но Херцог, видимо, слишком стар, чтобы разыграть карту «Лоуренса Аравийского» вновь. Мы более подробно напишем об этом фильме в рецензии, в нём есть и положительные моменты, но сразу скажем, что с лучшими произведениями Херцога он сравниться не может, хотя на сравнение напрашивается.
Трейлер фильма «Королева пустыни»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Главным же событием дня стал показ новой работы Джафара Панахи «Такси». Самый известный иранский режиссёр в мире, которого за участие в акциях протеста посадили под домашний арест (недавно арест заменили запретом на выезд из страны) и запретили снимать кино, всё же делает фильмы и контрабандой переправляет их на европейские кинофестивали. Фильм снят партизанским методом: притворяясь водителем такси, Панахи ездит по улицам Тегерана и подбирает разных пассажиров, чтобы послушать, что они говорят. Имитируя документальную съёмку, фильм, конечно, остаётся игровым, но грань эта постоянно подвергается сомнению и даже осмеянию. Например, фильм начинается с того, что мужчина и женщина в машине Панахи спорят, нужно ли казнить мелких воришек, а потом в машину садится человек и говорит: «Эй, это же актёры! А вы – Джафар Панахи» - но и он, разумеется, актёр. Большое внимание в фильме уделено разговорам Панахи с наивной племянницей, которую он забирает из школы. Ей учитель объяснил, какими должны быть фильмы, чтобы их показывали в кино. Например, главный герой не должен носить галстук, зато у него должна быть борода и звать его должны не как нормального человека, а именем исламского святого. И не должно быть «сурового реализма», потому что это выглядит на экране грустно. И все должны совершать только добрые поступки. А фильмы Панахи, обращает внимание его племянница, не соответствуют этим требованиям. Хотя в «Такси» у него есть свой «святой»: его избили грабители, но он их узнал и не выдаёт полиции, потому что знает, как им нужны были деньги. Но «святой» носит галстук, для «правильного» фильма его нужно было бы полностью переодеть и переименовать. Тогда получилось бы не правдиво, но всех бы устраивало. А пока жители Тегерана, показывает Панахи, смотрят подпольно купленные диски с фильмами Вуди Аллена, Ким Ки Дука и Нури Бильге Джейлана, потому что в Иране их не показывают. Джафар Панахи в Берлин, конечно, приехать не смог, но художественного чутья он не потерял. Его фильмы по-прежнему лаконичны и радостны, несмотря на горечь и возмущение, которые иногда в них просматриваются.