Назад в будущее
![](http://b1.filmpro.ru/c/325202.660xp.jpg)
Кадр из фильма «Назад в будущее»
Научно-фантастический блокбастер «Назад в будущее» мгновенно стал суперхитом во всём мире и остаётся им до сих пор, выдерживая многочисленные переиздания на видео. Секрет успеха фильма отнюдь не в сюжете, потому что путешествия на машине времени становились главной темой во множестве картин и до этого. Он – в деталях: автомобиль «Делореан», нашпигованный электроникой; манера главного героя играть на гитаре; причёска дока Брауна; большие городские часы, в которые бьёт молния – режиссёр Роберт Земекис создал целый фейерверк визуальных образов, поместив их в систему культурных кодов 50-х и 80-х годов. «Назад в будущее» - потрясающий образец того, как можно сделать зрительское и при этом умное кино, насыщенное смысловыми пластами и открывающее безграничный простор для зрительской фантазии.
Трейлер фильма «Назад в будущее»
Шоа
![](http://b1.filmpro.ru/c/325203.660xp.jpg)
Самое фундаментальное исследование темы Холокоста, которое когда-либо предпринималось в кино. Девять с половиной часов длится фильм, и состоит он большей частью из продолжительных интервью с теми, кто пережил Холокост и оказался готов говорить о нём с французским документалистом Клодом Ланзманном. Ланзманн потратил на работу непосредственно над фильмом около 10 лет, а вообще посвятил этой теме более 40 лет своей жизни, подробнее об этом – в нашем специальном материале. В «Шоа» он беседует с теми, кто сидел в лагере, кто там работал, кто просто жил рядом, кто его сторожил, и даже с теми, кто там убивал, правда, для этого Ланзманну пришлось воспользоваться скрытой камерой, так как бывший нацист вряд ли захотел бы показаться всему миру в фильме. «Шоа» временами показывают на фестивалях, просмотр занимает целый день, но любой зритель после этого фильма выходит изменившимся.
Трейлер фильма «Шоа»
Папа в командировке
![](http://b1.filmpro.ru/c/325205.660xp.jpg)
Кадр из фильма «Папа в командировке»
За этот фильм Эмир Кустурица получил «Золотую пальмовую ветвь» и прославился на весь мир, хотя это не первая его картина. Глазами ребёнка показана жизнь в Сараево, которая становится всё более и более жёсткой. Отца ребёнка, гуляку и весельчака, сажают в тюрьму по наводке его же друга, но эта маленькая трагедия – часть большой. Кустурица сталкивает витальную, естественную энергию с силой государственного молоха, без разбора пожирающего и выплёвывающего простых людей. Маленький человек всегда достоин сочувствия, по Кустурице, и каждый его грех – это простительная слабость, достойная часто не сострадания, а грустной улыбки. Но те, кто работает на «аппарат», кто ставит систему выше людей, тот у Кустурицы всегда жалок, ничтожен, отвратителен. Наивный гуманистический пафос режиссёра будет сохраняться у него на протяжении всех следующих лет.
Иди и смотри
![](http://b1.filmpro.ru/c/325206.660xp.jpg)
Кадр из фильма «Иди и смотри»
Подлинный фильм ужасов, «Иди и смотри» считается едва ли не самым страшным отечественным фильмом о войне. Это картина не о Великой отечественной, не о подвигах, не о битвах. Это просто нарастающий ужас, сюрреалистический кошмар, инфернальное сновидение, в центре которого оказался мальчик Флёра. К концу фильма волосы Флёры станут совершенно седыми, хотя он не увидит всего, что видит зритель. Например, гору трупов жителей родной деревни, откуда Флёра спасается во время карательной экспедиции немцев. Флёре и без того придётся пережить слишком много такого, чего не может выдержать человеческий рассудок. Элем Климов часть сцен с Алексеем Кравченко, исполнителем роли Флёры, снимал с использованием гипноза, потому что даже более опытный актёр не был бы способен сыграть нужное режиссёру состояние шока. В конце фильма звучит Моцарт, но зритель слышит его, как будто во сне, потрясённый увиденным.
Подземка
![](http://b1.filmpro.ru/c/325207.660xp.jpg)
Кадр из фильма «Подземка»
Постмодернистский панковский криминальный фильм Люка Бессона «Подземка» практически сразу после выхода обрёл культовый статус и считается одним из главных достижений французского режиссёра и продюсера. Неприкаянные свободолюбцы-маргиналы, скитающиеся по бесконечным линиям метрополитена, стали символами бунтарства 80-х. Не политического, как в 60-е, а бунтарства вообще, без причины. Бессон взял героя и сюжет из «На последнем дыхании» и перекроил их под новое время, когда разочарование в борьбе уже прошло, а очарование и оптимизм от крушения биполярного мира ещё не пришли. Но уже было чувство, что как бы глубоко ты ни забрался, тебя всё равно найдут и погубят, потому что всегда есть кто-то наверху, распоряжающийся миром по своему усмотрению. Можно, если хочется, считать это судьбой.
Ран
![](http://b1.filmpro.ru/c/325204.660xp.jpg)
Кадр из фильма «Ран»
Масштабный фильм по мотивам «Короля Лира» Шекспира к тому времени уже признанный классик мирового кино Акира Куросава снимал, будучи уже почти слепым. Ирония в том, что «Ран» был невероятно красивым, живописным фильмом, что входило в режиссёрский замысел: на фоне безмятежно прекрасной, величественной природы бушевали мелкие человеческие страсти, превращающиеся в результате в массовые бедствия и войны. Каждая мелочь в этом фильме – результат многолетнего труда Куросавы и его помощников, сотни костюмов шились вручную, каждый кадр прорисовывался досконально и многократно. Во время работы над фильмом умерла жена Куросавы, которую он очень любил, и это, возможно, отложило отпечаток на настроение фильма – высокий, горестный трагизм, в котором сумасшедший Хидетора-Лир объединяется с изнемогшей от людских страданий и несправедливости вселенной. Настроение, в целом, характерное для 1985 года.