Назад в будущее
Кадр из фильма «Назад в будущее»
Научно-фантастический блокбастер «Назад в будущее» мгновенно стал суперхитом во всём мире и остаётся им до сих пор, выдерживая многочисленные переиздания на видео. Секрет успеха фильма отнюдь не в сюжете, потому что путешествия на машине времени становились главной темой во множестве картин и до этого. Он – в деталях: автомобиль «Делореан», нашпигованный электроникой; манера главного героя играть на гитаре; причёска дока Брауна; большие городские часы, в которые бьёт молния – режиссёр Роберт Земекис создал целый фейерверк визуальных образов, поместив их в систему культурных кодов 50-х и 80-х годов. «Назад в будущее» - потрясающий образец того, как можно сделать зрительское и при этом умное кино, насыщенное смысловыми пластами и открывающее безграничный простор для зрительской фантазии.
Трейлер фильма «Назад в будущее»
Шоа
Самое фундаментальное исследование темы Холокоста, которое когда-либо предпринималось в кино. Девять с половиной часов длится фильм, и состоит он большей частью из продолжительных интервью с теми, кто пережил Холокост и оказался готов говорить о нём с французским документалистом Клодом Ланзманном. Ланзманн потратил на работу непосредственно над фильмом около 10 лет, а вообще посвятил этой теме более 40 лет своей жизни, подробнее об этом – в нашем специальном материале. В «Шоа» он беседует с теми, кто сидел в лагере, кто там работал, кто просто жил рядом, кто его сторожил, и даже с теми, кто там убивал, правда, для этого Ланзманну пришлось воспользоваться скрытой камерой, так как бывший нацист вряд ли захотел бы показаться всему миру в фильме. «Шоа» временами показывают на фестивалях, просмотр занимает целый день, но любой зритель после этого фильма выходит изменившимся.
Трейлер фильма «Шоа»
Папа в командировке
Кадр из фильма «Папа в командировке»
За этот фильм Эмир Кустурица получил «Золотую пальмовую ветвь» и прославился на весь мир, хотя это не первая его картина. Глазами ребёнка показана жизнь в Сараево, которая становится всё более и более жёсткой. Отца ребёнка, гуляку и весельчака, сажают в тюрьму по наводке его же друга, но эта маленькая трагедия – часть большой. Кустурица сталкивает витальную, естественную энергию с силой государственного молоха, без разбора пожирающего и выплёвывающего простых людей. Маленький человек всегда достоин сочувствия, по Кустурице, и каждый его грех – это простительная слабость, достойная часто не сострадания, а грустной улыбки. Но те, кто работает на «аппарат», кто ставит систему выше людей, тот у Кустурицы всегда жалок, ничтожен, отвратителен. Наивный гуманистический пафос режиссёра будет сохраняться у него на протяжении всех следующих лет.
Иди и смотри
Кадр из фильма «Иди и смотри»
Подлинный фильм ужасов, «Иди и смотри» считается едва ли не самым страшным отечественным фильмом о войне. Это картина не о Великой отечественной, не о подвигах, не о битвах. Это просто нарастающий ужас, сюрреалистический кошмар, инфернальное сновидение, в центре которого оказался мальчик Флёра. К концу фильма волосы Флёры станут совершенно седыми, хотя он не увидит всего, что видит зритель. Например, гору трупов жителей родной деревни, откуда Флёра спасается во время карательной экспедиции немцев. Флёре и без того придётся пережить слишком много такого, чего не может выдержать человеческий рассудок. Элем Климов часть сцен с Алексеем Кравченко, исполнителем роли Флёры, снимал с использованием гипноза, потому что даже более опытный актёр не был бы способен сыграть нужное режиссёру состояние шока. В конце фильма звучит Моцарт, но зритель слышит его, как будто во сне, потрясённый увиденным.
Подземка
Кадр из фильма «Подземка»
Постмодернистский панковский криминальный фильм Люка Бессона «Подземка» практически сразу после выхода обрёл культовый статус и считается одним из главных достижений французского режиссёра и продюсера. Неприкаянные свободолюбцы-маргиналы, скитающиеся по бесконечным линиям метрополитена, стали символами бунтарства 80-х. Не политического, как в 60-е, а бунтарства вообще, без причины. Бессон взял героя и сюжет из «На последнем дыхании» и перекроил их под новое время, когда разочарование в борьбе уже прошло, а очарование и оптимизм от крушения биполярного мира ещё не пришли. Но уже было чувство, что как бы глубоко ты ни забрался, тебя всё равно найдут и погубят, потому что всегда есть кто-то наверху, распоряжающийся миром по своему усмотрению. Можно, если хочется, считать это судьбой.
Ран
Кадр из фильма «Ран»
Масштабный фильм по мотивам «Короля Лира» Шекспира к тому времени уже признанный классик мирового кино Акира Куросава снимал, будучи уже почти слепым. Ирония в том, что «Ран» был невероятно красивым, живописным фильмом, что входило в режиссёрский замысел: на фоне безмятежно прекрасной, величественной природы бушевали мелкие человеческие страсти, превращающиеся в результате в массовые бедствия и войны. Каждая мелочь в этом фильме – результат многолетнего труда Куросавы и его помощников, сотни костюмов шились вручную, каждый кадр прорисовывался досконально и многократно. Во время работы над фильмом умерла жена Куросавы, которую он очень любил, и это, возможно, отложило отпечаток на настроение фильма – высокий, горестный трагизм, в котором сумасшедший Хидетора-Лир объединяется с изнемогшей от людских страданий и несправедливости вселенной. Настроение, в целом, характерное для 1985 года.