Дата релиза фильма Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» была изменена с 6 мая на 25 марта 2016 года.
Перенос премьеры «На заре справедливости» с мая на март можно назвать вынужденной мерой. Главные конкуренты Warner Bros. и DC - Marvel и Disney - зарезервировали эту дату под релиз своего нового фильма значительно раньше (потом стало известно, что это будет третья часть «Первого мстителя»), а Warner Bros. уже после решила вступить с ними в конкуренцию, поставила туда же премьеру «Бэтмена против Супермена».«Первый мститель: Другая война» имел очень успешный прокат - лучший старт апреля, почти $260 млн. в Северной Америке и более $710 млн. общемировых сборов - и лишь немного уступил в домашнем прокате «Человеку из стали» ($290 млн.), а по общемировой кассе вообще взял верх (у «Человека из стали» - $668 млн., даже при том, что сложно решить, кто из героев, Супермен или Капитан Америка, более «американский»). Несмотря на все это, Уорнеры, узнав, что за релиз там будет от Marvel/Disney), видимо решили «не играть с огнём». Понятно, что на одной дате оба: и Супермен, и Капитан потеряли бы кассу, но DC и Warner Bros., скорее всего, посчитали, что их потери могут быть больше, чем у конкурентов. И если в домашнем прокате шансы победить есть, то общие цифры, скорее всего, будут за Marvel.
Трейлер фильма «Первый мститель: Другая война»
Вместе с переносом даты ближайшего проекта Warner и DC анонсировали даты ещё девяти новых киноэкранизаций комиксов.
Совместными усилиями компании Warner и DC Comics составили график выхода фильмов своей киновселенной вплоть до 2020 года. Планируется выпускать по два фильма в год, начиная с 2016-го. Первым (точнее, вторым после «Человека из стали») станет как раз «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Остальные проекты пока не имеют официальных названий, но среди них точно окажется «Лига справедливости», над которой работает «оскароносец» Крис Террио. Наверняка среди премьер также окажутся ещё один фильм о Супермене и «Шазам», где солировать, по всей видимости, будет Дуэйн Джонсон. По слухам, свои ленты могут получить Чудо-женщина и Аквамен (оба являются частью «Лиги справедливости»). Для удобства мы сделали табличку, на которой расставили основные проекты DC и Marvel по датам и студиям:
В общей сложности в ближайшие пять-шесть лет нас ждёт как минимум около 30 комикс-экранизаций (от DC и Marvel) от голливудских студий-мейжоров. Обилие супергеройских проектов может, в свою очередь, отразиться на доле каждой из студий в общем кассовом пироге. Однако надо учитывать, что и студий стало меньше - на данный момент речь идёт лишь о четырёх студиях: Disney, купившая Marvel, не забываем про Fox и их «Людей Икс» и «Фантастическую четвёрку», и Sony Pictures с их планами обновить киновселенную Человека-паука. Warner Bros. сфокусирована на проектах DC, а Universal и Paramount «выбыли». Проанализируем результаты, которые показывали проекты всех этих компаний в прошлом.
Трейлер фильма «Фантастическая четвёрка: вторжение серебрянного сёрфера»
Голливудские студии + комиксы = успех в кинопрокате?
То, что Marvel с самого начала работала со всеми мейджорами, предопределило общее превосходство (почти в три раза - $15,7 млрд. против $6,3 млнд., хотя по количеству фильмов Marvel впереди всего в два раза - 35 против 19 проектов DC) в кассовых сборах над DC. Однако, не все студии показывали одинаково хорошие результаты - Universal (два фильма про «Халка») и Warner Bros. с проектами Marvel (трилогия про «Блэйда») заметно уступают остальным. Чужие неудачи в прошлом позволяют Disney и Marvel забирать права на героев комиксов обратно (как недавно произошло, например, с «Сорвиголовой» и «Призрачным гонщиком»), таким образом ограничивая конкуренцию в будущем и укрепляя бренд Marvel (новый Халк, Марк Руффало из «Мстителей» поклонников радует гораздо больше, чем тот, что был в фильмах Universal, несмотря на то, что там его играли Эдвард Нортон и Эрик Бана). Warner Bros. же, сосредоточившись на фильмах по вселенной DC, показывает результат чуть уступающий общему среднему Marvel, но весьма значительный. Единственной проблемой Warner можно считать то, что студия была сосредоточена лишь на двух самых популярных персонажах комиксов - Бэтмене и Супермене - не думая о том, чтобы объединять их и увеличивать масштабы. Остальные герои, даже получив по фильму (Зелёный фонарь, Константин и др.) так и остались пока в тени. Лишь успех «Мстителей» убедил Warner Bros., что надо пытаться расширять границы киновселенной.
Заметна, кстати, и разница в подходе к производству фильмов - большинство фильмов, снятых по вселенной Marvel, отличает большое количество юмора и самоиронии (что позволяет неплохо работать на международных рынках даже с такими явно американскими героями, как Капитан Америка), тогда как у проектов DC стилистика мрачной реалистичности.
Трейлер фильма «Константин: Повелитель тьмы»
Картина становится ещё более чёткой, если посмотреть на средние сборы студий за один проект: тут сразу ясно, что Disney и Marvel не прогадали со своим партнёрством (а Disney - c выкупом прав на дистрибуцию «Мстителей» и «Железного человека 3» у Paramount). Средние общемировые сборы - почти $900 млн. на фильм (что в два раза лучше, чем среднее вообще по всем проектам Marvel) - и это включая лишь два уикенда сборов «Стражей Галактики», которые стартовали очень удачно и ещё улучшат усреднённые показатели Disney. Хорошие результаты Sony Pictures объясняются тем, что Человек-паук всегда был одним из самых популярных персонажей Marvel. Это же можно сказать и про Людей Икс у студии Fox. Фантастическая четвёрка тоже показала хорошие результаты в 2005 и 2007 годах, поэтому Fox планирует «перезагрузку» киносерии, не напрасно надеясь, в том числе, и на то, что сам бренд Marvel (за счет успеха фильмов Disney/Marvel) стал намного популярнее.
Warner Bros. со своими средними результатами по фильмам киновселенной DC находится в середине «пелатона». И ключевой вопрос - сможет ли студия улучшить их в ближайшие годы, пользуясь стратегией своих главных конкурентов. Пиковые результаты по общемировым сборам у DC (Warner Bros.) и Marvel (Disney) - уже похожи (оба «Тёмных рыцаря» собрали по миру более $1 млрд. каждый, как, например, и «Железный Человек 3»).
Трейлер фильма «Железный человек 3»
Экранизации комиксов: Есть ли разница между Северной Америкой, всем Миром и Россией?
В российском прокате пропасть между результатами Disney и другими студиями ещё больше: в среднем все фильмы вселенной Marvel этой студии собирали более 1 млрд. руб. - невероятный результат. В остальном - картина повторяет международный тренд, с той лишь разницей, что фильмы DC/Warner Bros. были заметно менее популярны: в первую очередь, из-за отсутствия самоиронии у персонажей и долгого пренебрежения студией международного проката (большей фокусировке на домашнем рынке), что выливалось в значительно меньшие рекламные кампании, чем у конкурентов. Сможет ли тандем DC Comics и Warner Bros. переломить ход истории и заметно улучшить свои результаты в России - скорее всего да. Студия стала заметно больше интересоваться нашим кинорынком, увеличила масштабы рекламной и PR-поддержки, что сразу дало прирост в сборах почти на всех больших фильмах студии, начиная с конца 2012 года. Скорее всего, и ближайший релиз DC «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» сможет воспользоваться этой возможностью, но сможет ли он показать сборы, близкие к тем, которых ждут от «Мстителей 2»? От них явно все будут ждать новых рекордов жанра, но на данный момент пропасть гигантская - самая большая касса среди комикс-экранизаций у «Железного человека 3» (Marvel) - около 1,4 млрд. руб., тогда как самый большой (по бокс-офису) в российском прокате фильм по комиксам DC - «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» собрал чуть более 570 млн. руб.
Трейлер трилогии «Тёмный рыцарь»