Публицистичность, злободневность и бескомпромиссность фестиваля, о которых мы писали в наших дневниках на этой неделе, постоянно манифестировались со сцены во время церемонии. Президент кинофестиваля Павел Лунгин, приглашая на сцену для вручения за вклад в киноискусство Кшиштофа Занусси, вспомнил, что в советское время фильмы Занусси не запрещались, так как тот был из Польши, а значит – его можно было показывать. И Лунгин бегал на эти сеансы в клубы, смотрел фильмы Занусси по нескольку раз. Занусси же в ответ воскликнул:
«Наша профессия – представить реальность, которую не всегда можно увидеть глазами. Мы с Андреем Тарковским в последние годы его жизни много общались. Надеюсь, он был бы не против, что я принимаю приз на фестивале его имени. Но я хотел бы отметить, что Андрей не занимался независимым кино. Я вообще не понимаю, что значит это слово, и он тоже, я думаю, не понимал. Просто есть режиссёры-конформисты и есть – нонконформисты. Большинство из нас находится где-то посередине. Но Тарковский был только и исключительно нонконформистом. Он не шёл ни на какие уступки и в итоге добился, чтобы весь мир его признал. За нонконформистов, дорогие друзья!» – крикнул Занусси, принимая приз.
Петер Бруннер получил Специальное упоминание жюри за свой фильм «Моё слепое сердце». Он произнёс взволнованную речь о том, как важен для него кинематограф Тарковского и закончил своими впечатлениями от экскурсии в Юрьевец, на родину Тарковского: «Тарковский не смог туда вернуться. А мы вернулись туда как бы за него». Приз «за профессиональные достижения» получила картина «Я не вернусь», которая уже идёт в российском прокате. Приз за режиссуру – «Белая тень» о негре-альбиносе.
Наконец, главный приз достался, как уже было сказано выше, фильму «Племя». Ему же вручил свой приз им. Сергея Добротворского журнал «Сеанс» с формулировкой «за открытие континента, на который не ступала нога кинематографиста». Глухонемые актёры, представлявшие фильм, принимая приз показали жестами свою радость, но и напомнили, что они могут играть наравне со слышащими. «Мы гордимся, что мы глухие», - выразили они свою мысль, завершая фестиваль.
В качестве постскриптума член жюри Ситора Алиева (а жюри состояло целиком из женщин) сказала, что есть множество небольших городков, о которых за последние несколько лет узнал весь мир – именно благодаря тому, что там появился крупный кинофестиваль: Трёмсе, Пусан иначе никому не были бы известны. Фестиваль в Плёсе тоже может прославить этот город, если дальше будет развиваться в этом направлении, закончила Алиева.