Одна из главных российских премьер на «Зеркале» уже состоялась. Речь идет о скандальной картине Мирослава Слабошпицкого «Племя» - своего рода «зеркале» фильма Ивана И. Твердовского «Класс коррекции», который только что получил на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Продюсер «Класса» Наталья Мокрицкая даже говорит, что изначально ей предлагали стать продюсером и «Племени», но она отказалась, потому что этот проект покоробил её своей радикальностью.
Тизер фильма «Племя». На английском языке
Параллели между фильмами логичны. Оба происходят в одном культурном пространстве: Украина от России не сильно отличается антуражем, а если не знать, что фильм снят в Киеве, легко можно принять его за российский. Дополним это тем, что досъём прошёл во Владимире. В обоих фильмах действующие лица - инвалиды (во всех смыслах слова), в обоих главный герой пытается противостоять извращённой системе отношений в микросообществе, но терпит крах. Оба фильма являются публицистической метафорой. И всё же, как замечает та же Мокрицкая, «Племя» взяли в «Неделю критики» Канн, а «Класс коррекции» - нет, хотя и собирались.
Трейлер фильма «Класс коррекции»
Причина все в том же радикализме. Твердовский снял фильм о подростках без мата, «предотвратил» изнасилование в кадре, смягчил последствия поступков персонажей, придумал фантастический финал. Его фильм не боится превращаться в наивную сказку, такова позиция его автора. «Племя» куда жестче. Здесь подростковый секс показан довольно резко и подробно, насилие, пусть и театрально, но всё же демонстрируется в деталях, а ключевая сцена - подпольный аборт в реальном времени.
Самая главная находка режиссёра Мирослава Слабошпицкого в том, что в кадре не звучат слова.
Главные герои - воспитанники интерната для глухонемых, они изъясняются жестами. То же самое с директором интерната, который сделал проституток из двух воспитанниц и продаёт их дальнобойщикам каждый вечер. Дальнобойщики в своих кабинах тоже молчат: им некогда. Молчат жертвы нескольких ребят из интерната, которые ночью грабят и избивают прохожих. Налетают со спины так, что человек и пикнуть не успевает. Словом, мир, в котором живут герои фильма, глух и нем к человеческим страданиям и понимает только язык действия. Грубого действия, безжалостного. Если даже один из малолетних бандитов влюбится в соседку-проститутку и решится порвать с этой действительностью, вряд ли это будет легко - в этом смысле фильм отчасти близок купринской «Яме» или «Таксисту» Мартина Скорсезе.
Поскольку в картине не звучит речь, он понятен любому зрителю без перевода. И в нем нет мата, который мог бы не позволить ему получить прокатное удостоверение в России. Все это дает шансы «Племени» выйти в российский прокат и завоевать популярность среди зрителей, которые не побоятся жёсткого языка этой картины. Пресса у фильма по всему миру положительная, и показы на берегу Волги не будут первыми и последними.