Сюжет фильма будет легко понятен в любой стране.
В город приходит большой отряд вооружённых арабов и немедленно устанавливает строжайшие правила, нарушение которых карается побоями или даже смертью. Женщинам нельзя ходить без перчаток и носок. Нельзя гулять по улице и болтать по телефону просто так. Нельзя играть на музыкальных инструментов, нельзя петь, нельзя играть в футбол. Нельзя отказывать арабам, если они потребуют отдать им местную девушку в жёны. У них джихад, а это на их языке означает, что всё дозволено. То, что местные жители и так все богобоязненные мусульмане, арабов не смущает. От них достанется всем, но особенно - одиноко живущей семье пастуха-музыканта, который выжил лишь потому, что когда становилось плохо, он брал в руки гитару и пел.
Гуманистический пафос в «Тимбукту» поставлен на первый план.
Абдеррахман Сиссако подробно показывает, сколько горя бывает, когда одни начинают навязывать свою волю другим, не считаясь с их желанием. Никакой закон не сильнее человеческой души, и даже у палачей иногда льются слезы. Но закон может быть сильнее хрупкой человеческой жизни, так что никакие слезы уже не помогут. Важный гуманистический пафос фильма задает интонацию на весь дальнейший фестиваль. Будем смотреть кино дальше.