Если предположить, что существует «кино не для всех», то братья Дарденн снимают, напротив, «кино для всех».
Его легко можно себе представить показанным по ТВ, в школе, в университете, в кинотеатре – где угодно и практически любому зрителю. Герои и ситуации Дарденнов понятны человеку с любым образованием и социальным статусом. Единственным требованием к зрителю будет способность к сочувствию, но даже если она отсутствует (такое сегодня часто можно встретить), Дарденны всё равно попытаются её пробудить.
Марион Котийяр была в центре внимание фестиваля
Сюжет фильма отдалённо напоминает «12 разгневанных мужчин», но здесь ситуация несколько иная. В маленьком офисе начальник предлагает служащим сделку. Он давно хочет сократить одну женщину, мать двоих детей, потому что после депрессии она работает хуже, чем ему бы хотелось. Но начальнику нужно одобрение подчинённых, и он заставляет людей сделать выбор: или женщина остаётся, или они лишаются своей премии в 1000 евро. Женщины на работе нет, и практически все работники спокойно голосуют за увольнении своей коллеги.
Всё это происходит до начала фильма. Он начинается, когда Сандре позвонили и сообщили, что её увольняют. В отчаянии Сандра уговаривает начальника, чтобы он дал ей выходные, и она попробует убедить коллег проголосовать за то, чтобы она осталась. Иначе она потеряет жильё, детей будет содержать не на что, а найти работу ей будет в наше время непросто.
Старт дан, у Сандры впереди уикенд и 16 бывших друзей, которые все предпочли получить премию. Заплаканная женщина бегает по всему городу и просит каждого коллегу о милости. Но кто из этих людей, обвешанных кредитами, долгами, обязательствами и просто материальными планами, готов отказаться от тысячи евро лишь для того, чтобы Сандра осталась на работе? Её ведь всё равно собираются увольнять, а если не уволят её, кто поручится, что это не будет один из них?
Множество маленьких нерешаемых вопросов и ответов заставляют зрителя, который легко может представить себя на месте и Сандры, и её соработников, напряжённо следить за развитием действия. Но в большей степени размышлять о себе и о своей жизни. Жизни, в которой выбор между тысячей евро и человеком решается однозначно. Как знать, насколько оценили бы тебя окружающие или насколько бы ты оценил их?
Затравленность, безвыходность, отчаяние, неуверенность в будущем и в самом себе настолько пропитали всех членов общества, показывают Дарденны, что от ситуации Сандры не может быть застрахован никто.
Обычно Дарденны работают с непрофессиональными актёрами, но здесь им потребовалась звезда Марион Котийяр, которая была в состоянии сыграть те многочисленные изменения состояния Сандры, которые происходят как реакция на её общение с людьми.
Она – жертва, которая просит милостыни, а не человек, который знает, что он имеет право трудиться, зарабатывать, жить. Но она и личность, у неё сложные отношения с мужем, у неё есть прошлое, которое отчасти связано и с её коллегами. Скупыми штрихами, почти схематично рассказывается Дарденнами эта притча, и буржуазный, гламурный Каннский кинофестиваль проникся этим состоянием 16 не разгневанных, а просто жалких людей, от которых вдруг стала зависеть жизнь одной не слишком молодой, но и не старой женщины.
Французский трейлер фильма "Два дня, одна ночь".