Жозе Падилья, бразильский режиссёр, снявший нового «Робокопа», в эксклюзивном интервью рассказал нам, как у него хватило смелости замахнуться на ремейк культового боевика Пола Верховена, почему он считает его тему актуальной в 2014 году и с какими сложностями он столкнулся во время съёмок.
Жозе Падилья: «То, что Верховен предвидел в 1987 году, материализуется на наших глазах»
Галина Галкина
Жозе, какова была ваша реакция на приглашение возглавить съёмки нового «Робокопа»?
Жозе Падилья
[ухмыльнувшись] Вы удивитесь, но меня никто никогда не приглашал снимать «Робокопа». Это была моя собственная идея. Я предложил её на встрече со студийными боссами, притом что встречались мы по совершенно отдельному поводу. Никто не был к этому готов [смеётся]
Выпуск программы «Индустрия кино» от 14.02.14, посвящённый «Робокопу»Жозе Падилья: Через 10-15 лет каждая развитая страна будет нуждаться в законах о разумных автономных военных машинах
Галина Галкина
И почему же вы сделали это предложение?
Жозе Падилья
Потому что вчерашняя фантастика на наших глазах становится реальностью. Так, роботы-дроны уже используются на войне. Роботы используются правоохранительными органами: они обезвреживают бомбы и так далее. Думаю, что в течение ближайших 10-15 лет каждая развитая страна встанет перед необходимостью принятия законов, которые бы регламентировали применение силы объектами искусственного интеллекта.
Рано или поздно обязательно встанет вопрос об автономных военных машинах: могут ли они брать на себя решение вопросов о жизни и смерти или человеческий контроль все-таки необходим? Все это вот-вот попадет в повестку дня. То, что
Верховен предвидел в 1987-м, материализуется прямо на наших глазах. А значит, самое время вернуть
«Робокопа» на экран и, тем самым, вынести эти вопросы на широкое обсуждение. Я хотел бы этой общественной дискуссии, потому что начинать ее нужно уже сегодня.
Жозе Падилья: когда насилие автоматизируется, это открывает дорогу фашизму
Галина Галкина
«Робокоп» Верховена как раз взывал к такой дискуссии. Но тогда акценты в фильме были сделаны на рост преступности, на борьбу с коррупцией. А какие акценты делаете вы?
Жозе Падилья
Для меня главный вопрос — вопрос автоматизации насилия. Как именно человечеству следует делегировать функцию применения силы? Ведь если насилие творит машина, это меняет все. Вспомните Вьетнам или Ирак. Почему американцы решили оттуда уйти? Причина проста — умирали солдаты, граждане страны, и это поднимало волну общественного недовольства. Но что если на эту войны отправили бы роботов? Все солдаты остались бы живы. Заманчиво, правда? Но если проецировать эту ситуацию не вовне, а внутрь страны, то всё уже не так однозначно. Роботу-полицейскому можно приказать быть жестоким, можно отключить его этические барьеры — реального полицейского запрограммировать нельзя. Человек всегда может отказаться исполнять заведомо преступный приказ.
Но что из этого следует? Я думаю вот что: когда насилие автоматизируется, это открывает дорогу фашизму. Верховен снимал свой фильм в том числе и об этом. Но он, повторюсь, строил догадки, а мы почти ничего не додумываем: роботы уже среди нас, они практически готовы взять на себя общественные функции.
Жозе Падилья: в Голливуде все для меня было в новинку
Галина Галкина
И всё же, в первую очередь, «Робокоп» — это экшн. Очень зрительская, очень визионёрская франшиза. Каково вам было дебютировать в этом жанре?
Жозе Падилья
Вы правы, я никогда прежде не снимал фильмов с визуальными эффектами. Я сложился как документалист и автор независимых, малобюджетных лент. Все они были созданы в Бразилии. И конечно, в Голливуде всё для меня было в новинку. Поэтому я просто полагался на профессионалов, которых здесь предостаточно. Я чувствовал, что все вокруг не на шутку увлечены этим проектом, что работают на совесть и по-настоящему влюблены в историю о «Робокопе». В итоге, самое ответственное, что мне необходимо было делать, это точно формулировать задачу. А то, что она будет исполнена на «отлично», я не сомневался. У меня были прекрасные VFX-специалисты на площадке, также с нами удалённо работала английская студия Framestore — эти парни просто волшебники. Мы находились в диалоге постоянно и никуда не торопились. Хотя работы был колоссальный объём. Просто каждый день мы проговаривали варианты и шли от кадра к кадру, пока не получали результат, который бы устраивал всех.
Трейлер фильма «Робокоп»