Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Фильм Про. Экспертиза»: Исследуем фильм «Диана. История любви» с журналистом Сергеем Брилёвым

То, что осталось за кадром истории о личной жизни принцессы

Если бы по всему земному шару провести голосование и выбрать самую любимую всеми женщину ХХ века, то принцесса Диана заняла бы одно из первых мест. При этом о подлинной жизни самой Дианы известно не многим. После выхода фильма «Диана. История любви» Сергей Сычёв встретился с журналистом-международником Сергеем Брилёвым, который работал в Лондоне в последние годы жизни принцессы. Мы сравнили свои впечатления от реальных лиц и событий в фильме.

«Фильм Про. Экспертиза»: Исследуем фильм «Диана. История любви» с журналистом Сергеем Брилёвым

«Фильм Про. Экспертиза»: Исследуем фильм «Диана. История любви» с журналистом Сергеем Брилёвым

Пожалуйста, сделайте это эпиграфом к тексту: «Не судите – и не судимы будете», - просит Сергей Брилёв. - Диана, судя по всему, совершила много ошибок и сделала много добрых дел. Но никто из нас, никто из 99,9 % людей, живущих на этой планете, не понимает и не поймёт, каково это – жить внутри этих многовековых династий. Любой русский человек, который с детства наблюдает за сельским хозяйством, футболом и телевидением, готов о них с удовольствием порассуждать. А за королевскими семьями наблюдает вся планета, и среди этих семей самой заметной является английская Королевская семья. Но мы не знаем, что происходит внутри этой семьи. Человеческие чувства вообще сложны».


Фильм «Диана. История любви» охватывает события с 1995 по 1997 год. Мы встречаем принцессу Диану почти перед самой гибелью, после чего кинематографическое время «отматывается» на два года назад. Диана измучена постоянный стрессом, связанным как с затянувшимся бракоразводным процессом с Чарльзом, так и с её личным одиночеством. О последнем, впрочем, можно судить чисто условно: никаких доказательств, кроме косвенных, сценаристы фильма не предлагают. С её жизнью всё не так просто.


О Диане до сих пор существует миф: жила-была простая девушка, работала в детском саду, а её принц Чарльз взял в жёны, - размышляет Сергей Брилёв. - Прямо Золушка, которая попала в нетерпимую королевскую семью. Да, она работала в детском саду – кажется, месяцев восемь. Почти все богатые люди на Западе какое-то время в молодости считают нужным поработать на какой-нибудь очень простой работе. Но не это важно. Я думаю, Диана была трагическая фигура. Детство у неё было не самое безоблачное. Девушкой она вышла замуж не очень-то по любви. Она пошла на сделку с Королевской семьёй и полностью выполнила её. Она родила двоих детей, от которых в какой-то момент оказалась практически отлучена и с которыми она виделась по расписанию. Не забывайте, что у неё было несколько попыток самоубийства. Со стороны, конечно, трудно судить. Но жалобы Дианы на то, что её преследуют фотографы, звучали странно. Конечно, нет прощения тем журналистам, которые переходят красную черту. Однако она сделала всё, чтобы они её преследовали и чтобы ей стать самой фотографируемой женщиной в мире. Охота на неё началась в середине 90-х, потому что до скандала с Чарльзом она была просто известной женщиной. Она играла с папарацци в игру и хорошо понимала, что ей от них нужно. Да, она была трагической женщиной – но не невинной девочкой, работавшей в детском саду, как её часто пытаются представить».


Фильм не ставит себе целью раскрыть полностью личность Дианы. Скорее, он скромно ограничивается намёками, который зритель сам вправе толковать по собственному усмотрению. В поле «зрения» камеры, снимающей часто в документальном стиле, - роман, который якобы случился у Дианы с хирургом пакистанского происхождения Хаснатом Ханом. Именно он, как утверждает фильм, был самым главным, что происходило в последние годы жизни Дианы. Он (1) вдохновлял Диану на важные миротворческие дела, включая борьбу за запрещение противопехотных мин (Россия, кстати, отказалась подписать международное соглашение об отказе от использование этого оружия). Он (2) поддерживал её силы по время развода с Чарльзом. И он же в итоге (3) толкнул её в объятия к богатому «сынку» Доди Аль-Файеду. Сергей Брилёв комментирует эти три темы в фильме по порядку.



1. Мины. «Мы не подписали договор о противопехотных минах, потому что мы не безумцы. Все страны с большой сухопутной границей не подписали его. Нужно несколько миллионов человек, чтобы охранять её, - или какое-то количество противопехотных мин. Если бы мы их убрали, выходцев из Средней Азии в России сейчас было бы во много раз больше. Другое дело, что мины стоят не на самой границе. Есть пятнадцатикилометровая буферная зона, так что можно перейти границу, побраконьерить, не быть пойманным и вернуться восвояси. Но если попытаться пройти глубже на территорию страны – там уже мины. Когда Диана погибла, был основан единый Фонд принцессы Дианы, который занимался добрыми делами. Диана, сама того не сознавая, запустила несколько очень важных процессов. В отношении тех же самых противопехотных мин, которые применяются в горячих точках вроде Боснии и Герцеговины или где-нибудь в Африке».


2. Развод. Я видел Диану не раз, и совсем близко, но никогда не записывал интервью с ней. Я встречал её в разных ситуациях, начиная с приёма в посольстве России и заканчивая днём, когда она оформила развод. Я наблюдал за манерой Дианы вести себя, которую она однажды приняла и старалась соблюдать. Диана ходила, слегка склонив голову, как будто она немного стеснялась. Но в нужные моменты она всё просчитывала точно. В день развода мы снимали её во дворе Английской национальной оперы. Обычная плановая съёмка. Мы с оператором ждали её, чтобы поймать на камеру, есть ли у неё на пальце обручальное кольцо. И ведь она знала, что всем интересно, надето ли у неё обручальное кольцо. Оказалось, оно надето. Она сделала так, чтобы все смогли это кольцо хорошенько разглядеть. Потом мы ездили в центральный ЗАГС Лондона, чтобы получить там справку о разводе Дианы и Чарльза: по закону, каждый имеет право получить такое свидетесльство. Там, кроме нас, было человек сто журналистов, и каждый хотел эту же справку».


3. Доди Аль-Файед. «К Доди Аль-Файеду, когда пошли слухи о его романе с Дианой, отношение было особенное. Его отец, египетский миллиардер Мохаммед Аль-Файед, купил крупнейший универмаг Harrods. Для них это то же самое, как если бы у нас кто-то купил ГУМ. При этом ему никак не хотели давать британский паспорт. Уже все мелкие иммигранты получили эти паспорта, а ему всё отказывали. Аль-Файед-старший задолго до истории с Дианой был в центре внимания как амбициозный бизнесмен, нацеленный на большие, знаковые британские объекты. И тут – Доди встречается с принцессой. Это был не просто скандал, а что-то большее, задевающее национальное самосознание».


Тактичность (или осторожность) создателей фильма была настолько высока, что они смогли за всё время фильма ни разу не показать принца Чарльза – ни сыгранным актёром, ни даже в хроникальных сюжетах. Можно было бы, как это делают учёные, сказать, что он «не входит в поле научных интересов» создателей картины, но упоминания о нём звучат, тем не менее, довольно часто. Впрочем, Сергей Брилёв даёт остроумную интерпретацию этого решения, объясняя это замыслом показать Чарльза как нечто инфернальное и неуловимое: «Принц Чарльз в фильме представлен как дьявол. Мы его даже ни разу не видим: его голос только однажды звучит из телевизора». Это действительно так. Но Брилёв замечает, что он видит Чарльза в несколько ином свете, чем представленный в фильме.


«Диану постоянно сравнивали с принцем Чарльзом. Дескать, он – плохой, а она – почти святая. Над Чарльзом подшучивали, что он разговаривает с деревьями. Но когда мусульмане Англии стали чувствовать себя полноценными гражданами? Когда принц Чарльз посетил мусульманское сообщество богословов и сказал, что когда он станет королём, то в его титуле будет формулировка «Defernder of Faith». Заметьте, не «the Faith», а просто «Faith», то есть, не конкретной веры, а веры вообще. То был эксперимент с мультикультурализмом, и мы знаем, какие осечки он дал. Но со стороны Чарльза это был поступок. В 16 лет Чарльз получил право заседать в Палате лордов – как и все принцы. Но, в отличие от всех, он туда пришёл и выступил с речью – про экологию. Все тогда крутили пальцем вокруг у виска: в семидесятые никто не верил, что на эту тему можно говорить серьёзно. Принц Чарльз – один из немногих известных людей, с которыми мне хотелось бы по-человечески пообщаться, а не просто взять интервью. Он мне кажется очень симпатичным и интересным человеком. Принц Чарльз создал специальный фонд. Скажем, есть молодой предприниматель, который хочет запустить бизнес-проект. Если он придёт в банк за кредитом, его пошлют: у него за душой, кроме идей, ничего нет. А в фонде принца Чарльза такой человек мог получить кредит в пять тысяч фунтов. Небольшая сумма, но её как раз хватает на то, чтобы снять офис и начать бизнес. В Великобритании десятки, если не сотни тысяч людей начали, благодаря этому фонду, свою карьеру. Принцесса Диана была председателем тысячи благотворительных обществ, я не преувеличиваю. Сколько бы ей понадобилось времени, если бы она захотела в каждом из них делать хотя бы что-нибудь? Поэтому ей оставалось только выстраивать имидж «королевы сердец». Титул этот, кстати, принадлежал изначально королеве-матери и был ею заслужен куда больше».

Хаснат Хан родился в Пакистане. До 1991 года работал хирургом в Сиднее, потом переехал в Лондон и продолжил работу хирургом. В 2007 году возглавил кардиологическую больницу в Малайзии. В 2006 году он женился на пакистанке. В 2008 году развёлся.



Роман с Хаснатом Ханом, показанный в фильме, относится к закрытым для большинства людей страницам биографии Дианы. В большинстве источников, даже подробно повествующих именно о личной жизни Дианы, Хан вовсе не упомянут. Впрочем, есть и другие источники, и их трактовка романа с Ханом близка к показанной в фильме. Сложность отношений Хана с Дианой и там, и там объясняется тем, что Хан мечтал о традиционной семье, где не будет публичности и где Диана будет просто женой – по возможности, переедет в Пакистан и примет ислам. Диана же хотела продолжать привычный образ жизни принцессы, но выйти замуж за Хана и быть с ним. Конфликт этот не решился, и роман закончился. Отец Хаснат Хана в одном из интервью таблоидам утверждает, что Диана готова была принять ислам, но отношениям с Ханом это не помогло. Сам Хан уклоняется от прямых ответов, хотя во время суда после смерти Дианы, признал, что бывал у неё в гостях, общался с её сыновьями (этого в фильме нет) и что отношения у него с Дианой были «нормальные».


«Про историю любви с Ханом мне трудно что-то сказать, потому что непонятно, давал ли он сам согласие на такую интерпретацию своей личной жизни, - говорит Сергей Брилёв. - Любопытно было бы узнать. Если всё, описанное в фильме, правда, то живётся этому человеку трудно. Хотя – время лечит. Собственно, о личной жизни реальных людей я предпочитаю не знать, но как история для фильма любовь Дианы и Хана выглядит вполне сносно. Бытовые детали пойманы верно. Когда-то в Великобритании придумали термин faction, то есть fiction+fact. Художественная литература, основанная на фактах и претендующая на реконструкцию. Где здесь правда и где реконструкция, сказать трудно. Ясно, что сцены, когда Диана одна у себя в комнате, верифицировать не удастся никогда. Насчёт остального можно спорить».


Наоми Уоттс провела огромную работу для создания образа Дианы. Грим, костюмы, пластика принцессы не должны были содержать в себе ни одного фальшивого момента, так как Диану видели и слышали почти все жители Земли. Разумеется, мнение Сергея Брилёва, который лично встречался с Дианой, здесь особенно значимо.



Наоми Уоттс как профессиональная актриса очень многое схватила точно. В том числе, в пластике, хотя фигуры у них с Дианой разные. Сцена интервью ВВС, сцена с ангольскими минами и ряд других показывают, что она точно схватила и передала настроение. Манеру хлопать ресницами, движения рта. В то время как в сцене на яхте Аль-Файеда Уоттс просто повторяет движения Дианы. Особенно заметна работа Уоттс в том, что касается интонации. Мне даже иногда казалось, что я слышу Диану. Произношение у Дианы аристократическое, естественное для её круга. Такое очень легко узнать по простому признаку: говорящий не двигает верхней губой. И Уоттс не двигает. Все звуки были дианины, я только пару раз услышал какие-то маленькие диссонирующие нотки».

Гибель принцессы Дианы для создания её мифологического образа была особенно важна. Она навсегда осталась в памяти людей одинокой и благородной мученицей. Свою красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, она употребила на то, чтобы дарить тепло тем, кто в ней нуждался: беднякам, инвалидам, больным. По сути, её можно считать секулярной святой, и этот культ был закреплён её нелепой гибелью 31 августа 1997 года. Принцесса, по ощущению людей, стала жертвой не столько автомобильной аварии, сколько обстоятельств своей личной жизни, которая никак не хотела складываться. Однако у гибели принцессы, которая не показана в фильме, была и своя прозаичная сторона.


Когда Диана погибла, я был в отпуске. Мне позвонили и сказали, что нужно немедленно вернуться на работу. Я вернулся. Реакция на смерть Дианы у меня была сугубо журналистская. Новость есть – надо ехать и освещать её, то есть, срочно бежать к Кенсингтонскому дворцу и решать технические вопросы. Расскажу только про один. В отличие от Парижа, в Лондоне можно снимать со штатива. Но не на территории королевских парков. Для этого нужно покупать лицензию – порядка 150 фунтов в год. Пришёл ты в королевский парк, нажал на кнопочку «запись», и тут же из-под земли вырастает полицейский: покажите лицензию. Но в лицензии написано, что в королевском парке можно снимать только в случае, если там что-то важное происходит. По закону подлости, половина центрального Лондона относится к королевским паркам. Следовательно, когда ты снимаешь стэндап на фоне Букингемского дворца (а где же ещё говорить о Королевской семье?), тебе нужно ещё доказать полицейскому , что у тебя есть веский новостной повод. Иногда не получается, и тебя прогоняют. Итак, пришли мы Regent's Park. Там толпа людей, все рыдают. Стоят огромные экраны, на которых идёт трансляция похорон. И – сразу перед нами возникают двое полицейских, требуют разрешение на съёмку. Какой бы ни была национальная трагедия, порядок превыше всего. У нас разрешение было. После гибели Дианы было массовое помешательство. Я старался ему не поддаваться, и мне даже доставалось от начальства за сдержанный тон моих материалов, которые я слал в Москву. Я, конечно, показывал царящую в Англии атмосферу, передавал настроение. Но о первой реакции я уже сказал. А у решётки, у которой заканчивается фильм, мы уже через день писали стендап. И так же всё там было завалено цветами. На пике эмоций в первые две недели после гибели Дианы было предложение переименовать аэропорт Хитроу в честь Дианы. Его сделал Уильям Хейг, лидер Консервативной партии, а ныне министр иностранных дел. Но ему напомнили, что, согласно закону, мемориальная табличка вешается через двадцать лет после смерти или через сто лет после рождения. Сто лет с рождения прошло? Нет. Значит, давайте подождём лет двадцать, а там посмотрим. Прошло уже 16 лет, осталось не так много».

Трейлер фильма «Диана. История любви»

Мы просим Сергея Брилёва ещё раз воскресить в памяти события, связанные с Дианой, и сказать, как изменилось его отношение к Диане за прошедшие годы. В качестве эпилога.



Я повзрослел. Тогда я был молодым и холостым репортёром и иначе смотрел на жизнь, на отношения. Диану я воспринимал рационально-политически, и это осталось до сего дня. Но теперь к этому кое-что добавилось. Я думаю о ней как о человеке, у которого была глубоко несчастная личная жизнь. Ей и Чарльзу было непросто. И очень жалко детей – это начинаешь понимать, когда сам становишься отцом. Трудно даже представить себе весь ужас того, что они пережили. Мало того, что у них распалась семья. Они сами оказались под объективами. Это сейчас в интернете принято выкладывать личные фотографии. В девяностые показать фото своей семьи можно было только людям, которых ты допустил к себе в ближний круг. А в переживания этих мальчиков оказались допущены миллионы. Грустная история».
Диана: История любви
Наоми Уоттс

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100