Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Сталинград» открывает новые границы для российского кинематографа

Военную драму Фёдора Бондарчука ждёт мировой прокат

Фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград», который появится в российских кинотеатрах 10 октября, будет выпущен и в международный прокат. Это первый российский проект, который будет демонстрироваться в инновационном формате IMAX 3D. Фёдор Бондарчук и продюсер Александр Роднянский объяснили, почему «Сталинград» является прорывом для российского кинематографа.

«Сталинград» открывает новые границы для российского кинематографа

«Сталинград» открывает новые границы для российского кинематографа

Фёдор Бондарчук о фильме «Сталинград». «Индустрия кино» от 19.07.13

Финальная сборка картины ещё в самом разгаре, но в «Сталинград» уже поверил мировой кинобизнес. Sony Pictures обеспечит фильму межконтинентальный прокат, а киногурманы смогут сопереживать подвигу русских солдат в залах IMAX — эти передовые визуальные аттракционы весьма придирчиво относятся к качеству своего репертуара. Президент IMAX Filmed Entertainment Грег Фостер заметил, что «Сталинград» отвечает высочайшим стандартам качества:

Мы ждали по-настоящему достойной картины. Прежде чем познакомиться с проектом «Сталинград», отвергли порядка десяти российских лент. Это были хорошие фильмы, но они не отвечали стандартам IMAX. Здесь же сложилось всё: это и международная известность Фёдора Бондарчука, его знания, его талант. И голливудский опыт Александра Роднянского — он топовый продюсер, к тому же из тех, кто живо принимает участие в кинопроцессе, человек совсем не кабинетный, что импонирует. Но главное, конечно, сам фильм. Его масштаб, описанная им история, технический уровень съёмки».

Точная пропорция баталистики и камерных сцен, съёмочная группа из двухсот человек, полутысячная массовка в самых «зрительских» эпизодах. То, что на предыдущем витке развития кинематографа показала команда Стивена Спилберга — в картине «Спасти рядового Райана», — на витке новом добивается команда Бондарчука. «Сталинград» - одна из первых военных драм в 3D и первая картина жанра, адаптированная к широкоэкранному IMAX-формату. Весь проект — серьёзный производственный вызов, но творческие соблазны перевесили риски, о чём упомянул Фёдор Бондарчук:

У тебя, как у художника, действительно есть абсолютная свобода размыть эти границы — право, лево, верх, низ этого экрана. Действительно, ты можешь сидеть перед дырой в пространстве».

Международный трейлер фильма «Сталинград»

Александр Роднянский, в свою очередь, поведал о том, как во время съёмок велась борьба со стереотипами российского кинопроизводства:

Не боясь идти на нарушение стереотипов, канонов и, я бы даже сказал, предрассудков; стараясь заразить молодую аудиторию, очень далёкую от контекстов, о которых идёт речь, вот это желание естественно заставило нас идти на все возможные риски. И нарушение базовых правил того, что у нас обычно называется в кино «рациональными подходами». Но тем не менее, мы внутри производства были предельно рациональны».

«Сталинград» основан на синтезе наработанного за десятилетия кинематографического опыта и новейших технологий, по словам Фёдора Бондарчука:

Мы шли на эксперимент. Ведь, с одной стороны, это новые технологии, а с другой — это возврат к классическому киноповествованию, внутрикадровый монтаж. То есть, количество планов увеличивается, поэтому работают правила, которые были описаны во всех знаменитых книжках наших учителей».

Кадр из фильма «Сталинград» Фёдора Бондарчука


Главный учитель - это, конечно, собственный отец. Сергей Бондарчук прошёл Великую Отечественную войну, и в картину «Они сражались за родину» позвал других актёров-фронтовиков. Фильм о битвах на подступах к Сталинграду реконструировал войну по личным воспоминаниям участников. Кинематографистам нового поколения в этом отношении, очевидно, сложнее. Сверхчёткий IMAX это ещё и формат-экзаменатор: от знатоков истории не ускользнёт ни одна ошибочная деталь в обмундировании или технике. И чтобы не упустить мелочей, перед началом съёмок режиссёр лично интервьюирует ещё живых ветеранов сталинградских событий:

Всем я задавал один и тот же вопрос: где была точка напряжения, что это было? Страх, голод, холод? Или отсутствие воды? А он говорит: «Вши». И это говорил не один человек. Вши, вот это чувство того, что тебе неподконтрольно, то, что сводит тебя с ума... Это такая деталь - странная, страшная».

Отдельная тема — преемственность другим картинам с тем же названием. В «Сталинграде» Юрия Озерова, поставленном ещё в СССР, молодой Фёдор Бондарчук снялся в эпизодической роли. Для него это не просто киноархив. А исполнитель одной из ключевых ролей в новой ленте, немец Томас Кречманн, и вовсе начинал свою карьеру в фильме «Сталинград» режиссёра Йозефа Вильсмайера. Это было 20 лет назад. А в эти дни Томас заканчивает работу над студийным озвучанием своего героя. Кречманн постарался раскрыть суть картины:

В этой истории есть центр: обычный дом и несколько солдат в нём. В определённые моменты война остаётся за окном, но она, конечно, продолжает влиять на поступки героев, на их любовные чувства, ведь наш фильм и о любви тоже. Война показана как бы со стороны: без поиска правых и виноватых. Если обобщить, это кино о тяге человечества к самоуничтожению. О том, что сидит в самой нашей природе. И тогда, и сейчас. Ничего не изменилось. Всё, что мы строим, так или иначе мы же и разрушаем».

Режиссёр также описал ужасы той эпохи, которые отражены в фильме:

Город весь горел. Он так горел, и был такой холод, что мороз прибивал тёплый пар и дым. И над городом висел смог и облака, которые распластались в виде креста. И немцы, лётчики, увидев этот крест над Сталинградом, между собой говорили, что это знак и через какое-то время город падёт».

«Сталинград» живописует ужасы войны



Но город выстоял. Всю зиму 1942-1943 годов, ровно 200 суток переломного сражения за страну, подарившего надежду на будущее. «Сталинград» выходит на экраны в год 70-летия победы на Волге и претендует не только на искусное воссоздание страниц российской истории, но и на собственное место в российской истории киноискусства.
Сталинград
Томас Кречманн, Александр Роднянский, Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Сталинград

Боевик, Военный фильм, Драма, Исторический фильм, Детектив

Пётр Фёдоров, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100