«Сталинград» задуман как верный продолжатель утраченных традиций, любимых старшим поколением зрителей. При этом уровень технической сложности проекта не оставлял второстепенных деталей, о чём нам рассказал оператор фильма Максим Осадчий
Сцена с огнём - это когда 14 советских солдат, объятые пламенем, ещё живые, но уже не жильцы, в состоянии аффекта продолжают атаковать немецкие окопы. Беспрецедентная по замыслу и воплощению, эта сцена снималась три дня, за которые, как говорят профессионалы, было произведено 64 горения, а каждая репетиция снималась на камеры, чтобы потом в том числе из этого материала можно было выбрать удачные планы. Прочие взрывы - будь то на воде или в декорациях города – снимали, используя низкотемпературное пламя, искристые заряды и газовые горелки. Предварительно площадку очищали от мелкого мусора и камней, а лунки, в которые закладывали заряды, засыпали торфом, чтобы взрывная волна не повредила каскадёров и членов съёмочной группы крупными осколками. Исполнитель одной из ролей в фильме Андрей Смоляков признался, что работать в таких условиях было тяжело:
Кто создавал эпическую военную драму «Сталинград». «Индустрия кино» от 11.10.13
Рукотворны в «Сталинграде» и кварталы города, в которых разворачивается большая часть действия фильма. Существовавшие сначала в виде многочисленных эскизов, а затем и макетов, они получили окончательное воплощение в натуральную величину недалеко от Санкт-Петербурга. На их строительство ушло $4 млн. Продюсер фильма Сергей Мелькумов перечислил воссозданные объекты:
Когда американские партнёры фильма посетили возведённый под Петербургом Сталинград, то назвали создателей картины «последними из могикан» - в Голливуде так уже не делают, во всём полагаясь на «стерильные» павильонные съёмки. В голове Фёдора Бондарчука к тому времени созрел новый план - постоянно посыпать декорации пеплом. Художник-постановщик «Сталинграда» Сергей Иванов признался, что это создало на площадке особую атмосферу:
Фёдор Бондарчук о фильме «Сталинград». «Индустрия кино» от 19.07.13
Кажется, когда вокруг всё взрывается и горит, а солдаты несутся в атаку, детали грима и костюмов уже не должны быть столь заметны. Кажется, но только не режиссёру «Сталинграда» Фёдору Бондарчуку. Он не начинал снимать, пока фактура вплоть до заднего плана не была доведена до совершенства. Так ещё и капризное 3D вносило свои коррективы, о чём поведала художник по гриму Марина Красновидова:
И так – по кирпичику, по капле бутафорской крови и огнеупорной жидкости, по крупице пороха и искусственного пепла - создавался «Сталинград». И теперь каждый зритель, придя в кинотеатр и надев стерео-очки, может оценить кропотливый труд почти 1000 человек, задействованных в создании ленты.
Трейлер фильма «Сталинград»