На российских экранах с огромным успехом демонстрируется военная драма «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Картина уже стала самым кассовым отечественным фильмом в новейшей истории. Незадолго до выхода картины в прокат «Фильм Про» взял интервью у Андрея Смолякова, исполнившего одну из ролей в этой пронзительной драме о любви, войне и подвиге.
Александра Сулим
Сталинградская битва коснулась многих людей в нашей стране. Играя роль, основывались ли вы на опыте вашей семьи?
Андрей Смоляков
Есть печальный, даже грустный опыт. Муж бабушкиной сестры, дядя Ваня, прошёл Сталинград. У него была повреждена кисть правой руки. Она так у него крюком и висела. И вот он мне, мальчишке, совсем ещё ребенку, любил много всего рассказывать. Но в то время мне было пять лет, и я многого не понимал. Я его переспрашивал в более взрослом возрасте, он мне опять повторял свои рассказы. И весь этот военный ужас передо мной вставал "в полный рост". Конечно, мне он всё рассказывал. Чего ему было утаивать? К тому же от внука. И я даже этими знаниями, помню, блеснул в школе на уроке истории. А на следующий день маму вызывали в горком партии. Сделали ей замечание.
Александра Сулим
Что вы рассказали?
Андрей Смоляков
Истории про заградотряды. А учился я в школе в 70-е годы. Тогда об этом вообще не принято было говорить.
Александра Сулим
Что тогда произвело на вас большее впечатление?
Андрей Смоляков
Могу сказать честно, меня тронуло, что этот высокий и крепкий довольно-таки мужчина, несмотря на свой возраст, периодически произносил слово «страх». Меня это поражало, поскольку я отдавал себе отчёт, что во время войны он был ещё крепче и сильнее. Я думаю, именно эти слова дяди Вани врезались в мою память.
Александра Сулим
Почему важно сегодня об этом говорить? Что в фильме может тронуть, зацепить зрителя?
{answer:=Андрей Смоляков}Во-первых, это история не только нашей страны, а целой планеты. Сражение в Сталинграде – одна из наиболее кровопролитных битв самой жуткой войны. Об этом забывать не следует. Сегодня по телевизору видел, как Ангела Меркель посетила бывший концлагерь. Она сказала: «Это наша история, которую мы не должны забывать». Во-вторых, фильм – это произведение искусства, которое исследует человеческие души и характеры. И война является фоном, который наиболее ярко и контрастно проявляет человеческие характеры. И вот на этом фоне - художнику, в данном случае Фёдору Сергеевичу Бондарчуку, было интересно рассматривать человеческие судьбы. Кроме того, картина сделана в 3D, плюс есть другие интересные технологические моменты. Мне кажется, что чуть ли не впервые тема войны раскрывается через подобный изобразительный ряд при помощи таких технологий. Помимо этого, история в течение времени всегда так или иначе меняет взгляды людей на события. Времени прошло уже довольно много. Первоначально о войне мы говорили в одном ключе, потом появились допуски и пропуски к фактам, в результате возник новый взгляд. Сталинград - это попытка понять, переосмыслить не только себя, но и другую сторону. На мой взгляд, это бесконечный процесс, который будет длиться столько, сколько существуют люди. Это новый взгляд на войну и неожиданный ракурс одной из самых страшных битв.[/ОТВЕТ]
Александра Сулим
В фильме это, скорее, камерная история.
Андрей Смоляков
Фильм отличается от картины Озерова, в которой мы снимались с Фёдором Сергеевичем.
Александра Сулим
Если сравнить две картины, какая вам ближе?
Андрей Смоляков
Это провокационный вопрос. Я не буду отвечать. Мне дороги обе картины. Бондарчука, может быть, чуть ближе, потому что она ещё рождается для зрителя. Её "роды" пройдут через месяц-полтора (интервью состоялось до выхода фильма в прокат - прим. авт.)
Александра Сулим
Как вы думаете, через камерную историю проще рассказать о войне или нужно показать события глобально?
Андрей Смоляков
В картине Фёдора Сергеевича есть мощные батальные сцены. Но, если сравнивать с картиной Озерова, наш фильм действительно более камерный. А что касается показа истории, всё зависит от таланта режиссёра. Можно интересно рассказать при помощи масштабной реконструкции сражений, а можно - через судьбу ребёнка, в глазах которого отражаются страшные события. Но большие и настоящие художники часто приходят к воссозданию атмосферы ужаса через какие-то частные истории. Если говорить о войне, то есть великая повесть «Пастух и пастушка» Виктора Петровича Астафьева. Есть картина «Иваново детство» и другие фильмы. Я только назвал две знаковые для себя вещи. В фильме «Сталинград» Фёдору, на мой взгляд, удалось пройти по этому пути и раскрыть по-максимуму многие темы в жёсткой манере, сыграв на "электрической ноте".
Александра Сулим
Каждый из пяти основных героев представляет собой слой общества - так было задумано, чтобы показать палитру людей, которых затронула война. Ваш герой воплощением чего является в этой картине?
Андрей Смоляков
Он простой пожилой рабочий, метростроевец. Не колхозник, а выходец из рабочего класса. В этом человеке много житейской мудрости. Есть мудрость, которая привносится благодаря чтению литературы. Есть некие религиозные познания в человеке. Люди, подобные моему герою, являются опорой общества. Мой персонаж - настоящий мужик. Не даром в своей первой сцене, он говорит: «Я - ангел».
Александра Сулим
Почему ангел?
Андрей Смоляков
Я - воин, я - спаситель, я - ангел. Это внутренняя ирония моего героя по отношению к себе и внешняя по отношению к людям, оставшимся в живых. Ну, а как ещё сказать? Подавляющее большинство людей в тех обстоятельствах были потенциальными покойниками. В связи с этим возникают всевозможные аллюзии. Сидят бойцы, которым в скором времени суждено погибнуть, а тут из пролома в стене появляется мой герой и на вопрос: «Ты кто?». Он отвечает: «Я, ребята, ангел». Говорят же, что у русских живой ум. Слова про ангела - его проявление. Несмотря на то, что смерть не просто рядом ходит, а хватает героя костлявыми руками, он находит в себе силы на иронию.
Александра Сулим
В своей игре вы ориентировались на классических героев, например, на персонаж Шукшина из фильма «Они сражались за родину»?
Андрей Смоляков
«Они сражались за родину», «Освобождение», «Судьба человека», перечислять можно и дальше. Эти фильмы даже пересматривать не надо, кадры из них зафиксированы в мозжечке. Я помню почти каждый эпизод. Достаточно только вспомнить, и понесётся рассказ. Если честно, хотелось бы дотянуться до уровня "стариков", потому что они были прекрасными актёрами.
Александра Сулим
Как проходила работа с Фёдором Бондарчуком?
Андрей Смоляков
Работу начали с репетиций. У Фёдора были определённые представления, он моделировал, создавал схему, в которую мы встраивались. Но если мы вносили дельные предложения, схема менялась. В этом плане всё было очень живо. Бондарчук - замечательный артист, поэтому он понимает природу актёрства. Он чувствует, когда импровизации важнее заранее подготовленной схемы. Как режиссёр он тоже импровизировал. Например, сцена с девочкой, принимающей ванну, когда мужики сидят внизу на ступеньках дома. Мы начали её репетировать, разводить мизансцены. Сели на ступеньки и решили, что героям незачем «собачиться». Максим Осадчий снял красивый панорамный план. Так и родилась эта сцена. Бондарчук просто увидел, что мужики должны сидеть в ожидании. А ведь изначально герои должны были переругиваться. Молчаливая сцена с медленным движением камеры. Такие моменты дорогого стоят, когда в кадре шесть мужчин, которым есть о чём помолчать. Я видел этот фрагмент фильма. Считаю, что Фёдор поступил правильно, что внёс изменения в сценарий и снял совершенно иначе.
Александра Сулим
А как проходила работа Фёдора Бондарчука и Максима Осадчего?
Андрей Смоляков
Максим - один из лучших в мире операторов, это просто данность. Он очень любит актёров, к которым всегда предельно внимателен. Между Фёдором Сергеевичем и Максимом существует особая форма колдовства. Они что-то говорят друг другу, шепчут, иногда спорят. Когда звучит команда «мотор», Максим начинает подмечать все нюансы актёрской игры. Он тонкий и остро чувствующий человек, разбирающийся в актёрской психике. Если на репетиции было нечто, что потом не повторялось, он обязательно это отмечал. Работать с ним было одним сплошным удовольствием. Да и, вообще, у нас сложилась замечательная международная команда. В выстроенном нашим художником Сталинграде царила другая жизнь с особой атмосферой.
Александра Сулим
Фёдор играл в фильм Озерова о Сталинграде, его отец снимал фильм о Сталинграде. Как вы считаете, это личная история для Бондарчука?
Андрей Смоляков
Об этом лучше спросить у режиссёра. Для меня работа была трогательной, я ведь снимался в «Отце Сергеи» с Сергеем Фёдоровичем, с которым был знаком. Тем более с нами играл Серёжа (сын Фёдора Бондарчука - прим. ред.), которому я говорил, что играл с его дедом в одном кадре. Для меня, как для пожилого человека, это были трогательные моменты. Всё-таки природа не угасает. Я имею в виду природу дарования.
Александра Сулим
Как складывались отношения с актёрами?
Андрей Смоляков
Главным героем фильма является персонаж Петра Фёдорова. Но режиссёру и нам удалось создать компанию людей и жить в особой атмосфере. Хотелось бы, чтобы её почувствовал зритель тоже. Это не значит, что мы сильно дружили за пределами площадки, но когда приезжали на съёмки, у нас начиналась совместная жизнь.
Александра Сулим
А изучали ли вы историческую составляющую битвы или положились на свои воспоминания?
Андрей Смоляков
Канал «Культура» в хорошем смысле балует хроникой. Накануне съёмок я записал на радио «Культура» аудиокнигу по повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Подготовка к роли идёт постоянно, и не всегда осознанно. Бывает, что начинают притягиваться случаи из жизни. Мне как-то поручил Олег Табаков пьесу «Отец» Стриндберга. Я ему говорю: «Кому интересна эта тема? Жена мужу сказала, что ребёнок не от него». Буквально через четыре дня открываю газету и читаю новость со схожим сюжетом. Затем слышу нечто подобное по радио. Такие вещи в нас живут, они сидят в нас. А говорить о том, что у меня два часа подготовки к работе над картиной, - это немножечко лукавство.
Александра Сулим
Были ли тяжёлые моменты во время съёмок, которые тянулись мучительно долго?
Андрей Смоляков
Нет. Наслаждение на площадке было столь велико, что мы находили невероятное упоение в бою. Пожалуй, самое тяжёлое и трудное всегда связано с физикой. На эмоциональном уровне нам, актёрам, только и подавай сыграть радость или горе. Сцена боя была тяжёлой физически, потому что пришлось бегать и прыгать на протяжении нескольких часов среди взрывов.
Александра Сулим
Вы научились чему-нибудь новому?
Андрей Смоляков
Пушку заряжать. Вообще, я страшно не люблю оружие. Периодически кинематографисты заставляют к нему прикасаться. Заряжать пушку - невесёлое занятие.
Александра Сулим
Как вы думаете, у нас поменялось отношение к немецким солдатам? В фильме им уделено много внимания.
Андрей Смоляков
Я не думаю, что поменялось. Оно всегда было нормальным, человеческим. Мне рассказывали, как пленным немцам наши русские бабы хлеб давали. И мальчишки им тоже хлеб таскали. Вот так вот. Понимаете? Да, конечно, было и другое, когда в пленных камни бросали и прочее. Это зависит, конечно, от внутренней культуры человека. Но, по большому счёту, бабы, которые им хлеб давали, понимали, что это те же самые мужики, если говорить о солдатах. Я не думаю, что у нас поменялся взгляд. Просто в годы советской власти проводилась определённая политика и говорить о них как о людях было запрещено. Сейчас мы всё-таки живём в XXI веке, границы стираются, всё перемешивается и порой уже трудно понять, в какой из стран ты находишься. Если не стоять на площади Пикадили, то по людям не поймёшь, что находишься в Лондоне. Думаю, что табу, наложенное когда-то кем-то, ушло куда-то само по себе. Конечно, они тоже люди. Фашизм - это ужасное явление. Но эта машина ломала не только судьбы людей в захваченных странах, но и переламывала жизни захватчиков. Где истина? На самом деле её нет, она где-то посередине, наверное. Власти послали их на фронт. В истории подобное было неоднократно. Поэтому о них надо говорить. Они тоже любили, проклинали и ненавидели. Так что, мне кажется абсолютно нормальным и правильным, что мы говорим о них. Хорошо, что их играют немецкие актёры, вдобавок ко всему.
Александра Сулим
Как бы вы охарактеризовали отношения между мужчинами и молодой девушкой?
Андрей Смоляков
Такой вопрос заслуживает многочасового обдумывания. Наверное, когда является женщина, а тем более такое существо, как героиня Марии Смольниковой, для кого-то она становится музой, для кого-то дочерью, матерью, любовью. Женщина - это всеобъемлющее понятие. И быть может, прелесть всей этой нашей истории заключается в том, что, если она для героя как дочка, он всё равно смотрит на неё влюбленными глазами. Мужчина с любовью смотрит на женщину, только потом мы поймем, что это за любовь. В этом даже есть какая-то интрига.
Александра Сулим
Спасибо большое за интервью