Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Андрей Смоляков: «Сталинград» - это история не только нашей страны, а целой планеты»

Интервью с актёром Андреем Смоляковым, сыгравшим одну из ролей в картине «Сталинград»

На российских экранах с огромным успехом демонстрируется военная драма «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Картина уже стала самым кассовым отечественным фильмом в новейшей истории. Незадолго до выхода картины в прокат «Фильм Про» взял интервью у Андрея Смолякова, исполнившего одну из ролей в этой пронзительной драме о любви, войне и подвиге.

Андрей Смоляков: «Сталинград» - это история не только нашей страны, а целой планеты»

Андрей Смоляков: «Сталинград» - это история не только нашей страны, а целой планеты»

Александра Сулим
Сталинградская битва коснулась многих людей в нашей стране. Играя роль, основывались ли вы на опыте вашей семьи?

Андрей Смоляков
Есть печальный, даже грустный опыт. Муж бабушкиной сестры, дядя Ваня, прошёл Сталинград. У него была повреждена кисть правой руки. Она так у него крюком и висела. И вот он мне, мальчишке, совсем ещё ребенку, любил много всего рассказывать. Но в то время мне было пять лет, и я многого не понимал. Я его переспрашивал в более взрослом возрасте, он мне опять повторял свои рассказы. И весь этот военный ужас передо мной вставал "в полный рост". Конечно, мне он всё рассказывал. Чего ему было утаивать? К тому же от внука. И я даже этими знаниями, помню, блеснул в школе на уроке истории. А на следующий день маму вызывали в горком партии. Сделали ей замечание.

Александра Сулим
Что вы рассказали?

Андрей Смоляков
Истории про заградотряды. А учился я в школе в 70-е годы. Тогда об этом вообще не принято было говорить.

Александра Сулим
Что тогда произвело на вас большее впечатление?

Андрей Смоляков
Могу сказать честно, меня тронуло, что этот высокий и крепкий довольно-таки мужчина, несмотря на свой возраст, периодически произносил слово «страх». Меня это поражало, поскольку я отдавал себе отчёт, что во время войны он был ещё крепче и сильнее. Я думаю, именно эти слова дяди Вани врезались в мою память.

Александра Сулим
Почему важно сегодня об этом говорить? Что в фильме может тронуть, зацепить зрителя?

{answer:=Андрей Смоляков}Во-первых, это история не только нашей страны, а целой планеты. Сражение в Сталинграде – одна из наиболее кровопролитных битв самой жуткой войны. Об этом забывать не следует. Сегодня по телевизору видел, как Ангела Меркель посетила бывший концлагерь. Она сказала: «Это наша история, которую мы не должны забывать». Во-вторых, фильм – это произведение искусства, которое исследует человеческие души и характеры. И война является фоном, который наиболее ярко и контрастно проявляет человеческие характеры. И вот на этом фоне - художнику, в данном случае Фёдору Сергеевичу Бондарчуку, было интересно рассматривать человеческие судьбы. Кроме того, картина сделана в 3D, плюс есть другие интересные технологические моменты. Мне кажется, что чуть ли не впервые тема войны раскрывается через подобный изобразительный ряд при помощи таких технологий. Помимо этого, история в течение времени всегда так или иначе меняет взгляды людей на события. Времени прошло уже довольно много. Первоначально о войне мы говорили в одном ключе, потом появились допуски и пропуски к фактам, в результате возник новый взгляд. Сталинград - это попытка понять, переосмыслить не только себя, но и другую сторону. На мой взгляд, это бесконечный процесс, который будет длиться столько, сколько существуют люди. Это новый взгляд на войну и неожиданный ракурс одной из самых страшных битв.[/ОТВЕТ]
Александра Сулим
В фильме это, скорее, камерная история.

Андрей Смоляков
Фильм отличается от картины Озерова, в которой мы снимались с Фёдором Сергеевичем.

Александра Сулим
Если сравнить две картины, какая вам ближе?

Андрей Смоляков
Это провокационный вопрос. Я не буду отвечать. Мне дороги обе картины. Бондарчука, может быть, чуть ближе, потому что она ещё рождается для зрителя. Её "роды" пройдут через месяц-полтора (интервью состоялось до выхода фильма в прокат - прим. авт.)

Александра Сулим
Как вы думаете, через камерную историю проще рассказать о войне или нужно показать события глобально?

Андрей Смоляков
В картине Фёдора Сергеевича есть мощные батальные сцены. Но, если сравнивать с картиной Озерова, наш фильм действительно более камерный. А что касается показа истории, всё зависит от таланта режиссёра. Можно интересно рассказать при помощи масштабной реконструкции сражений, а можно - через судьбу ребёнка, в глазах которого отражаются страшные события. Но большие и настоящие художники часто приходят к воссозданию атмосферы ужаса через какие-то частные истории. Если говорить о войне, то есть великая повесть «Пастух и пастушка» Виктора Петровича Астафьева. Есть картина «Иваново детство» и другие фильмы. Я только назвал две знаковые для себя вещи. В фильме «Сталинград» Фёдору, на мой взгляд, удалось пройти по этому пути и раскрыть по-максимуму многие темы в жёсткой манере, сыграв на "электрической ноте".

Александра Сулим
Каждый из пяти основных героев представляет собой слой общества - так было задумано, чтобы показать палитру людей, которых затронула война. Ваш герой воплощением чего является в этой картине?

Андрей Смоляков
Он простой пожилой рабочий, метростроевец. Не колхозник, а выходец из рабочего класса. В этом человеке много житейской мудрости. Есть мудрость, которая привносится благодаря чтению литературы. Есть некие религиозные познания в человеке. Люди, подобные моему герою, являются опорой общества. Мой персонаж - настоящий мужик. Не даром в своей первой сцене, он говорит: «Я - ангел».

Александра Сулим
Почему ангел?

Андрей Смоляков
Я - воин, я - спаситель, я - ангел. Это внутренняя ирония моего героя по отношению к себе и внешняя по отношению к людям, оставшимся в живых. Ну, а как ещё сказать? Подавляющее большинство людей в тех обстоятельствах были потенциальными покойниками. В связи с этим возникают всевозможные аллюзии. Сидят бойцы, которым в скором времени суждено погибнуть, а тут из пролома в стене появляется мой герой и на вопрос: «Ты кто?». Он отвечает: «Я, ребята, ангел». Говорят же, что у русских живой ум. Слова про ангела - его проявление. Несмотря на то, что смерть не просто рядом ходит, а хватает героя костлявыми руками, он находит в себе силы на иронию.

Александра Сулим
В своей игре вы ориентировались на классических героев, например, на персонаж Шукшина из фильма «Они сражались за родину»?

Андрей Смоляков
«Они сражались за родину», «Освобождение», «Судьба человека», перечислять можно и дальше. Эти фильмы даже пересматривать не надо, кадры из них зафиксированы в мозжечке. Я помню почти каждый эпизод. Достаточно только вспомнить, и понесётся рассказ. Если честно, хотелось бы дотянуться до уровня "стариков", потому что они были прекрасными актёрами.


Александра Сулим
Как проходила работа с Фёдором Бондарчуком?

Андрей Смоляков
Работу начали с репетиций. У Фёдора были определённые представления, он моделировал, создавал схему, в которую мы встраивались. Но если мы вносили дельные предложения, схема менялась. В этом плане всё было очень живо. Бондарчук - замечательный артист, поэтому он понимает природу актёрства. Он чувствует, когда импровизации важнее заранее подготовленной схемы. Как режиссёр он тоже импровизировал. Например, сцена с девочкой, принимающей ванну, когда мужики сидят внизу на ступеньках дома. Мы начали её репетировать, разводить мизансцены. Сели на ступеньки и решили, что героям незачем «собачиться». Максим Осадчий снял красивый панорамный план. Так и родилась эта сцена. Бондарчук просто увидел, что мужики должны сидеть в ожидании. А ведь изначально герои должны были переругиваться. Молчаливая сцена с медленным движением камеры. Такие моменты дорогого стоят, когда в кадре шесть мужчин, которым есть о чём помолчать. Я видел этот фрагмент фильма. Считаю, что Фёдор поступил правильно, что внёс изменения в сценарий и снял совершенно иначе.

Александра Сулим
А как проходила работа Фёдора Бондарчука и Максима Осадчего?

Андрей Смоляков
Максим - один из лучших в мире операторов, это просто данность. Он очень любит актёров, к которым всегда предельно внимателен. Между Фёдором Сергеевичем и Максимом существует особая форма колдовства. Они что-то говорят друг другу, шепчут, иногда спорят. Когда звучит команда «мотор», Максим начинает подмечать все нюансы актёрской игры. Он тонкий и остро чувствующий человек, разбирающийся в актёрской психике. Если на репетиции было нечто, что потом не повторялось, он обязательно это отмечал. Работать с ним было одним сплошным удовольствием. Да и, вообще, у нас сложилась замечательная международная команда. В выстроенном нашим художником Сталинграде царила другая жизнь с особой атмосферой.

Александра Сулим
Фёдор играл в фильм Озерова о Сталинграде, его отец снимал фильм о Сталинграде. Как вы считаете, это личная история для Бондарчука?

Андрей Смоляков
Об этом лучше спросить у режиссёра. Для меня работа была трогательной, я ведь снимался в «Отце Сергеи» с Сергеем Фёдоровичем, с которым был знаком. Тем более с нами играл Серёжа (сын Фёдора Бондарчука - прим. ред.), которому я говорил, что играл с его дедом в одном кадре. Для меня, как для пожилого человека, это были трогательные моменты. Всё-таки природа не угасает. Я имею в виду природу дарования.

Александра Сулим
Как складывались отношения с актёрами?


Андрей Смоляков
Главным героем фильма является персонаж Петра Фёдорова. Но режиссёру и нам удалось создать компанию людей и жить в особой атмосфере. Хотелось бы, чтобы её почувствовал зритель тоже. Это не значит, что мы сильно дружили за пределами площадки, но когда приезжали на съёмки, у нас начиналась совместная жизнь.

Александра Сулим
А изучали ли вы историческую составляющую битвы или положились на свои воспоминания?

Андрей Смоляков
Канал «Культура» в хорошем смысле балует хроникой. Накануне съёмок я записал на радио «Культура» аудиокнигу по повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Подготовка к роли идёт постоянно, и не всегда осознанно. Бывает, что начинают притягиваться случаи из жизни. Мне как-то поручил Олег Табаков пьесу «Отец» Стриндберга. Я ему говорю: «Кому интересна эта тема? Жена мужу сказала, что ребёнок не от него». Буквально через четыре дня открываю газету и читаю новость со схожим сюжетом. Затем слышу нечто подобное по радио. Такие вещи в нас живут, они сидят в нас. А говорить о том, что у меня два часа подготовки к работе над картиной, - это немножечко лукавство.

Александра Сулим
Были ли тяжёлые моменты во время съёмок, которые тянулись мучительно долго?

Андрей Смоляков
Нет. Наслаждение на площадке было столь велико, что мы находили невероятное упоение в бою. Пожалуй, самое тяжёлое и трудное всегда связано с физикой. На эмоциональном уровне нам, актёрам, только и подавай сыграть радость или горе. Сцена боя была тяжёлой физически, потому что пришлось бегать и прыгать на протяжении нескольких часов среди взрывов.

Александра Сулим
Вы научились чему-нибудь новому?

Андрей Смоляков
Пушку заряжать. Вообще, я страшно не люблю оружие. Периодически кинематографисты заставляют к нему прикасаться. Заряжать пушку - невесёлое занятие.

Александра Сулим
Как вы думаете, у нас поменялось отношение к немецким солдатам? В фильме им уделено много внимания.

Андрей Смоляков
Я не думаю, что поменялось. Оно всегда было нормальным, человеческим. Мне рассказывали, как пленным немцам наши русские бабы хлеб давали. И мальчишки им тоже хлеб таскали. Вот так вот. Понимаете? Да, конечно, было и другое, когда в пленных камни бросали и прочее. Это зависит, конечно, от внутренней культуры человека. Но, по большому счёту, бабы, которые им хлеб давали, понимали, что это те же самые мужики, если говорить о солдатах. Я не думаю, что у нас поменялся взгляд. Просто в годы советской власти проводилась определённая политика и говорить о них как о людях было запрещено. Сейчас мы всё-таки живём в XXI веке, границы стираются, всё перемешивается и порой уже трудно понять, в какой из стран ты находишься. Если не стоять на площади Пикадили, то по людям не поймёшь, что находишься в Лондоне. Думаю, что табу, наложенное когда-то кем-то, ушло куда-то само по себе. Конечно, они тоже люди. Фашизм - это ужасное явление. Но эта машина ломала не только судьбы людей в захваченных странах, но и переламывала жизни захватчиков. Где истина? На самом деле её нет, она где-то посередине, наверное. Власти послали их на фронт. В истории подобное было неоднократно. Поэтому о них надо говорить. Они тоже любили, проклинали и ненавидели. Так что, мне кажется абсолютно нормальным и правильным, что мы говорим о них. Хорошо, что их играют немецкие актёры, вдобавок ко всему.

Александра Сулим
Как бы вы охарактеризовали отношения между мужчинами и молодой девушкой?

Андрей Смоляков
Такой вопрос заслуживает многочасового обдумывания. Наверное, когда является женщина, а тем более такое существо, как героиня Марии Смольниковой, для кого-то она становится музой, для кого-то дочерью, матерью, любовью. Женщина - это всеобъемлющее понятие. И быть может, прелесть всей этой нашей истории заключается в том, что, если она для героя как дочка, он всё равно смотрит на неё влюбленными глазами. Мужчина с любовью смотрит на женщину, только потом мы поймем, что это за любовь. В этом даже есть какая-то интрига.

Александра Сулим
Спасибо большое за интервью

Андрей Смоляков
Спасибо
Сталинград
Андрей Смоляков, Мария Смольникова, Максим Осадчий, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Сталинград

Боевик, Военный фильм, Драма, Исторический фильм, Детектив

Пётр Фёдоров, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100