Техасская банда вампиров из фильма Кэтрин Бигелоу «С приходом тьмы»
В далёком-предалёком 1985 году команда продюсеров фильма с невысоким бюджетом «Однажды укушенный» вслед за остальными ввязалась в битву за молодёжную аудиторию. И ловко и комедийно обыграла тему вампиров для подростков. Кровопийцы там были современны и привлекательны, а превращаться в вампира оказалось очень забавно, особенно когда «укушенный» - герой Джима Керри, который тогда только начинал свою актёрскую карьеру. Правда, там он, в отличие от Бэллы Суон из «Сумерек», всё же выбирает жизнь обычного подростка…
В 1897 году свет увидел роман Брэма Стокера «Дракула». Благодаря этой книге вампиры появились в кино едва ли не с первых десятилетий его существования.
Комедийный ужастик той же середины 80-х, «Ночь страха», сделал вампира полноправным членом общества, который легко может оказаться соседом обычных людей (Эдвард Каллен, между прочим, тоже парень с соседнего двора). Ремейк фильма, с Ельчиным и Фарреллом в главных ролях, недавно штурмовал кинотеатры, но потерпел фиаско, едва окупив собственный бюджет. Конечно, какая там «Ночь страха», когда до новой серии «Сумерек» осталось совсем чуть-чуть. Но тогда в американском прокате фильм собрал $24 млн. против бюджетных $9 млн.
«Пропащие ребята» 1987 года были такими же яркими представителями своего поколения, как сейчас герои «Сумерек»
Но это всё фильмы, созданные в комедийном ключе. А «Сумерки» (которые, если и не лишены комизма, то точно не по задумке их создателей) изо всех сил пытаются сделать всё по-взрослому. Примеры более серьёзных картин, где вампиры активно вербуют себе сторонников в возрастной категории от 20 до 35 лет, нужно искать в более авторском кино. Например, бунтарская лента Джоэля Шумахера - «Пропащие ребята» (1987). Молодой человек связывается с «плохой» компанией и очень быстро начинает наблюдать в себе необычные перемены. Становление вампиром здесь тесно связано с метаморфозами подросткового возраста. Крутые рокеры-вампиры в модном прикиде в обнимку с красивыми девчонками - символ беспокойных 80-х. Вампиры здесь - зло, но очень притягательное. А быть членом их компании, бесспорно, так же интересно, как быть частью семьи Калленов.
Представители королевского клана вампиров из «Сумерек» - Вольтури - сродни вампирской касте из фильма «Интервью с вампиром»
Через два месяца после выхода фильма Шумахера свой взгляд на тех, кто избегает солнечного света, предлагает Кэтрин Бигелоу («На гребне волны», «Повелитель бурь»). Герои жёсткой, бескомпромиссной ленты «С приходом тьмы» - вампиры - бесчинствуют в маленьком техасском городке, а Техас по голливудской системе координат - источник разного рода пороков. Чтобы быть рядом с любимой, принадлежащей потустороннему миру, молодой герой должен стать частью этой вампирской шайки.
В своём фильме Кэтрин Бигелоу, благодаря своему женскому чутью, одна из первых подбирается к трагизму и мукам, сопутствующим любви человека и вампира. Но в прокате фильм не окупился. Время для подобных историй ещё не пришло…
В планах компании Майкла Бэя - Platinum Dunes, специализирующейся на ремейках, стоял фильм «С приходом тьмы». Успех «Саги» свёл на нет эту затею.
«Интервью с вампиром» Нила Джордана (1994) удачно сочетает в себе вампирскую готику и классическое прочтение сюжета, протянутого в современность. Фильм, кстати, тоже снят по женскому роману писательницы Энн Райс. Представители проклятого рода в лице Брэда Питта, Тома Круза, Антонио Бандераса и Кирстен Данст – бессмертны. Одни из них тяготятся этим едва ли не сильнее, чем представители клана МакЛаудов, другие - упиваются своим превосходством над людьми, а третьи пытаются соблюсти приличия. Кроме того, они не так уж дружны друг с другом - у каждого из них своё философское обоснование собственного существования. И в этом смысле «Интервью с вампиром», смотрящее на мир «рождённых для мрака» широко и с изнанки, очень близко вселенной «Сумерек».
Такие оборотни, как в фильмах «Другой мир» и «Человек-волк» больше не в моде
Экшн составляющая вампирских отношений, которая есть и в «Сумерках», пользовалась особенной популярностью у студий в начале 2000-х. Перед этим Родригес и Тарантино объявили вампирам войну в фильме «От заката до рассвета». Но понятно, что человек для этих существ не очень удачный соперник. Поэтому в кино вызов вампирам бросает сначала Блэйд, полувампир-получеловек («Блэйд», 1998), потом охотник Ван Хельсинг («Ван Хельсинг», 2004), и, наконец, оборотни - по сюжету, их давние враги («Другой мир», 2003).
«Сумерки», вслед за «Другим миром» избрали антогонистами вампиров – оборотней, что гарантировало фильму конфликт и наличие зрелищных экшн-сцен. Беднягам-оборотням, вслед за вампирами, тоже пришлось стать неплохими ребятами. Настолько, что фанатки «Сумерек» теперь отказываются воспринимать их в традиционном смысле. Яркий тому пример – письмо поклонницы по поводу фильма «Человек-волк» студии Universal, изрядно насмешившее и напугавшее прокатчиков:
«Сумерки. Сага. Новолуние» заработала в мировом прокате более $709 млн. И это пока самый кассовый фильм современности на вампирскую тему.
Герой Антона Ельчина из ремейка «Ночь страха», похоже, не смотрел «Сумерки» и ещё не знает, что настоящие вампиры ни капельки не боятся креста
И вот на киноиндустрию спустились «Сумерки». История о любви простой девушки Бэллы Суон и вампира Эдварда Каллена, снятая по одноимённому роману, произвела настоящий фурор. Из «Сумерек» стало ясно, что вампиры - благородные, опасные, но, в целом, добрые существа, способные на любовь. Красивые, модные, интеллигентные. А оборотни – дворовые весёлые ребята.
Молодёжь свято хранит верность «Сумеркам». После успеха первых двух частей «Сумеречной саги» прокатчики бросились спекулировать на её сюжете. В 2010 году выходит пародия «Вампирский засос», поднимается из небытия «Ночь страха», в кинотеатрах идут «Вкус ночи» и «Хроники вампиров». Но все они не вызывают особого зрительского ажиотажа.
Сейчас, когда на экраны вышла четвёртая часть, уже трудно назвать причины феномена «Сумерек». Взяв за основу изрядно потрёпанную и переработанную легенду о вампирах и перенеся её в современность, создатели соединили в «Саге» черты молодёжного кино, любовной драмы, экшна и комедии. Можно только сказать, что идея подобного фильма зрела в киноиндустрии очень давно, но пришлась «в пору» только сейчас. Почему? Спросите у Бэллы и Эдварда.