Авторы фильма «Облачный атлас» приехали в Москву представить его российскому зрителю. Но перед премьерой Вачовски и Тыквер встретились со студентами творческих вузов. Интрига этого необычного союза заставляет ждать «Атлас» с нетерпением. Представить себе, как авторы блокбастеров «Матрица» работают с режиссёром артхитов «Беги, Лола, беги» и «Парфюмера», пока сложно. Во время встречи кинематографисты делились своими профессиональными секретами.
Вачовски и Тыквер в Москве комментируют «Облачный атлас»
Трейлер фильма «Облачный атлас»
14:05
Перед самым началом встречи нас просят не задавать никаких личных вопросов.
14:06
И никаких автографов.
14:07
Вачовски и Тыквер пока не вышли к нам.
14:08
Режиссёры задерживаются. Нам показали трейлер "Облачного атласа".
14:09
Интересно, собравшиеся больше ценят Вачовски или Тыквера? Учитывая, что речь идет о студентах киношкол, наверное, все же Тыквера.
14:10
Пока ждем режиссёров, забавный факт о фильме. Оказывается, Натали Портман дала Лане Вачовски прочесть книгу, по которой было решено снимать фильм. И до последнего момента Натали собиралась играть в нём одну из главных ролей. И вдруг она забеременела как раз перед съёмками. Так что ее в фильме нет, хотя без нее, возможно, не было бы и фильма.
14:15
Бывшие "братья Вачовски" помогают журналистам выйти из положения, называя себя "созвездием Вачовски". Не очень скромно, но слова, синонимичному английскому siblings, у нас нет. Может, приживётся "созвездие".
14:16
По трейлеру кажется, что снятые Тыквером части сильнее, чем у Вачовски. Но трейлер - еще не фильм.
14:18
Когда же режиссеры придут? Трейлер показывают еще раз и еще раз. В пробке стоят, видимо.
14:19
Идут. Под бурные аплодисменты, что в такой аудитории редкость. Зал встает
14:21
Лана, Энди и Том. Лана с теми же малиновыми волосами, что на всех фото последнего времени.
14:21
Тыквер фотографирует зал на свой телефон. Сейчас в Твиттер выложит
14:22
Под столом видно, что Лана и Энди держат ноги в однаковом положении, согнув колени и подёргивая пяткой. Семья
14:23
Тыквер нервничает, выглядит усталым. Вачовски довольны и жизнерадостны
14:25
Лана рассказывает, как Тыквер познакомился с ними во время съемок "Матрицы 2,3". И он напомнил им о реальном мире. Они тогда много говорили о кино. Сидели в тот вечер до закрытия ресторана и не могли наговориться. Потом они отправили ему цветы. И продолжили общаться. Они приехали к нему в гости в Берлин, снимали там "Вендетту". Но он улетел на другие съемки в тот самый день, когда приземлился их самолёт.
14:28
В общем, потом они поняли, что единственный способ потусоваться вместе - снять вместе фильм. Так и появился "Атлас"
14:28
Тыквер говорит, что взаимное притяжение между ними существовало сразу. Они вместе писали сценарий "Атласа", и это был самый интимный, личный опыт, который возможен в кинематографе. Они сидели в одной комнате и целыми ночами обсуждали свой замысел. Все удивляются, что три режиссера. Ну, и что?
14:30
Лана напоминает, что кино - это социальная форма искусства, в отличие от других искусств, индивидуальных. Нельзя сделать его в одиночку. Нужны другие люди. Чтобы понять кино, нужно понимать все факторы, которые вовлечены в производство.
14:32
Энди говорит, что именно поэтому они в титрах не пишут: "Авторы фильма - Вачовски"
14:33
Энди очень немногословен. Он сидит и молча ухмыляется большую часть времени
14:34
Режиссеров спрашивают про Станислава Грофа, психолога, которого они ценят и который что-то про технику дыхания писал. Мистик, апологет трасцендентальных опытов. Лана говорит, что на "Атласе" они эту технику не использовали, но мистикой они увлекаются и Грофа читали. Но ей ближе Шопенгауэр
14:37
Тыквер говорит, что "Атлас" - один из самых дорогих независимых проектов в истории.
14:40
Там около $100 млн. получилось. Тыквер говорит, что инвесторы шарахались от них, потому что проект оригинальный, его нельзя сравнить с другими. Пришлось закладывать свои дома, искать деньги, где угодно. Лана говорит, что фильм получился с одной из самых радикальных структур в истории, что его хватит на несколько диссертаций. Она говорит, что фильм начинается с интереса к эстетике, личности и смысла. Но все начинают обсуждение с денежной стороны, и это одна из главных трагедий в мире кино.
14:43
Когда Вачовски понимают, что собравшиеся не видели фильм, они предлагают показать его немедленно вместо встречи.
14:43
Какие сложности были? Режиссеры вздыхают. Тыквер говорит: "Я не помню, чтобы был хоть один день, когда бы мы не понимали, что именно сегодня мы снимаем ключевую сцену. В фильме есть постоянная напряженность. 650 страниц книги нам пришлось сжать в 2,5 часа, и он получился очень насыщенным. 240 сцен приблизительно, и все любимые. Каждый из нас столкнулся с чем-то, с чем прежде не встречался. Я, например, никогда не работал в жанре комедия, а тут пришлось. Это было очень трудно. Трудно сделать, чтобы было и глубоко, и сложно, и смешно.
14:49
Лана: "В конце книги есть нравственный спор о том, как надо жить. Мы поняли, что можно эту идею выразить в нарративе, который мы будем использовать в фильме. Мы попытались взять персонажа, который выразил бы нашу худшую часть, и этот ужасный человек станет лучше. Нужно было шесть историй превратить в одну. В какой-то момент мы поняли, что получается"
14:56
Вачовски просят рассказать о фильме в той форме, которая используется на питчинге. Энди берет слово. Он объясняет, что в книге истории изложены последовательно, а они сделали их параллельными. Вот, в общем, и все. По рассказу кажется, что похоже на "Нетерпимость" Гриффита чем-то
14:58
Тыквер: "В каждой истории есть момент, когда протагонисту нужно принять важное решение, остаться ли собой, изменить ли мир своим поступком"
15:01
Лана: "У нас в мире есть нагласное табу на использование философских идей. Иначе нам кричат, что мы псевдоинтеллектуалы, ньюэйджевцы или кто-нибудь еще. Как будто мы только к эмоциям должны обращаться. Но вся литература, включая русскую, апеллирует к философским идеям. Во время работы над "Атласом" я читала "Жизнь и судьбу" Гроссмана, и там есть идея о том, что ты становишься собой не только тогда, когда ты защищаешь людей своего племени, а когда ты и людей из чужого защищаешь. Критики на это не смотрят, они только упрекают нас во вторичности, не понимая, что мы хотим сказать"
15:05
Лана просит всех смотреть фильм, заглядывая глубже под его поверхность
15:05
Вачовски спрашивают, может ли фильм изменить мир, привести к революции. "Надеемся, что может", - говорит Энди. "Иначе нет смысла снимать кино. Если выбирать между деньгами и изменением мира, я выбираю второе", - заявляет Лана
15:07
Тыквер говорит, что за всю свою карьеру он не помнит, чтобы шел на творческие компромиссы. "Студиям нравится, когда вы спорите. Потому что тогда они потом могут на тебя свалить провал. Мне нравится работать в системе международного производства. В этом фильме, например, нет ни одной склейки, которая не была бы авторской"
15:10
У Вачовски спрашивают, считают ли они себя продолжателями традиции кино или художниками новой формации. Лана говорит, что нельзя тут выбрать альтернативу. Есть гамма, спектр, а правда - посередине. "Мы не могли бы существовать без Эйзенштейна, Уэллса, Уайльдера и Копполы. У нас не было бы языка. Но мы не хотим повторять то, что уже было сделано. Поэтому мы выбрали роман Митчелла, потому что он наполнен любовью к разным способам рассказывать истории. Каждая новелла написана в своем жанре, и этого мы тоже пытались добиться. Нам нравится давать ссылки. Я тысячу раз видела "Гражданин Кейн". Но это недостаточно современный фильм для меня. В "Спиди" мы пытались добиться новой формы, здесь - тоже. Нам хочется развивать язык, а не быть ностальгирующими ремесленниками". Тыквер напоминает, что Уэллс тоже был революционером и его обвиняли в ниспровергательстве. Он тоже объяснял, что просто ищет новые способы рассказывать истории
15:16
Последнему человеку не дают задавать вопрос. Лана протестует: "Кричите, требуйте права задать вопрос!" Зал аплодирует. Энди говорит: "Мы что, на уроки опаздываем". Получивший-таки микрофон юноша растерян: "Я уже сам забыл свой вопрос"
15:17
Свобода обескураживает. Но вопрос есть - о сценарии. Энди рассказывает, как эти шесть историй были в их доме, как дзен-сад, такой сад камней. Потом из этих страниц они собрали мозаику сценария.
15:19
Под шутки о том, что Вачовски и Тыквера выгоняют, режиссеры удаляются. Мы увидим их на премьере. Забавно, что уходящих режиссеров запрещают фотографировать, не объясняя причин. Но взбунтовавшиеся люди бегут к ним за автографами. Они спокойно подписывают все, что им предлагают. Но их сопровождающие сильнее и упорнее, как всегда в таких случаях. Режиссеров увели, чтобы спрятать от публики до премьеры в "Октябре"