ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

Не баг, а фича. Почему художники по костюмам отбрасывают историческую достоверность

Марии-Антуанетте подарили кеды, а с кардиналов сняли «шторы»

21 ноября в России в прокат выходит «Конклав» – драма Эдварда Бергера о смерти Папы Римского и выборе его преемника. Ожидается, что фильм получит немало номинаций и статуэток в грядущем наградном сезоне. Возможно, будет отмечена и работа художницы Лизи Кристль («Забавные игры», «На Западном фронте без перемен»), которая приняла парадоксальное решение – облачила кардиналов в сутаны, не соответствующие современности. Рассказываем о том, зачем художники по костюмам часто отходят от исторической достоверности и почему при создании кино без этого не обойтись.

Не баг, а фича. Почему художники по костюмам отбрасывают историческую достоверность

© Кадр из фильма «Конклав»

Чтобы глаза не устали

«Эта ткань отвратительная. Я не хочу проявлять неуважение, но она просто похожа на штору», — именно так Кристль описывает настоящее одеяние ватиканских священнослужителей. Поэтому в первую очередь при создании костюмов пришлось брать другую ткань — более плотную.

"Сидящая фигура (красный кардинал)", Фрэнсис Бэкон

Но это всего лишь одно из расхождений в мире фильма с тем, как одеваются представители ватиканского духовенства в реальности. Не устроил Кристль и оттенок красного в одеяниях кардиналов. «Если смотреть на такое в течение двух часов, глазам будет тяжело», — пояснила художница. Она изучила то, как выглядели одеяния с XV века и вплоть до 1960-х, и заметила, что раньше красный был темнее. Убедившись, что анахроничное решение смотрится в кадре выигрышнее, Кристль «взяла в работу» более насыщенный оттенок. При создании ткани ориентиром выступали красные цвета в полотнах Диего Веласкеса и Фрэнсиса Бэкона.

Художница добавила, что почти по такой же причине в образах кардиналов не использовались деревянные кресты (которые в реальной жизни некоторые из них всё же носят) — такие распятия плохо выглядят в кадре, а если говорить конкретнее, то зрители могут воспринять их как игрушечные.

Кристль отметила, что были у неё и современные источники вдохновения — одна из коллекций Balenciaga. Но после работы над «Конклавом» она не может воспринимать высокую моду так, как прежде. «Раньше я смотрела на Balenciaga, Dolce&Gabbana, Jil Sander (под руководством Люка и Люси Мейер), Prada и многих других под иным углом. Сейчас я повсюду вижу вдохновлённость Римско-католической церковью», — рассказала художница.

Шаг вправо, шаг влево – разрыв!

«Алло, коммисар, это я! А это костюм другой просто. У вас — один, а у меня — другой. Понимаешь, просто другой», — говорит главный герой мюзикла «Стиляги» Мэлс, объясняя негодующим комсомольцам своё преображение в модника.

Кадр из фильма «Стиляги»

По словам сценариста Юрия Короткова, фильм не о стилягах как таковых и не о музыке, а о «возможности быть свободным в условиях несвободы». Чтобы передать суть истории визуально, пришлось играть на контрастах.

«Поначалу мы воссоздали костюмы, которые стиляги носили в конце 50-х годов, но оказалось, что они очень «невинны» и с их помощью невозможно передать тот эффект, который одежда тех молодых людей производила на обычных советских граждан. Поэтому было решено сделать костюмы к фильму более яркими и экстравагантными, чем они были в реальности. Так мы смогли на визуальном уровне отделить наших стиляг от окружающей их серой толпы, показав их эпатажность и «цветастость», — рассказал режиссёр Валерий Тодоровский.

Кадр из фильма «Стиляги»

При этом «серые» наряды противников стиляг выполняли и другую функцию: актриса Евгения Брик, сыгравшая строгого комсорга Катю, рассказывала, что такой образ помогал воплотить и грозность авторитарности. «В этом есть какая-то особая сила, когда ты одет очень строго, но от этого идёт такая энергия власти», — подчёркивала актриса. Она рассказала, как костюм влиял даже на походку — у комсомолок были очень узкие юбки, на которых рвался разрез при слишком широком шаге, и поэтому девушкам приходится контролировать каждое движение.

Всё было не зря — работа над этим фильмом принесла художнику по костюмам Александру Осипову премию «Ника».

Кеды для королевы

Оскароносная Милена Канонеро начала свой карьерный путь художницы по костюмам сразу с «Заводного апельсина», создав один из самых запоминающихся образов в истории кино — злодей Алекс Делардж с его чёрным котелком и белым костюмом с подтяжками пародировался даже в «Симпсонах». Работы Канонеро часто влияют на тренды и плотно входят в массовую культуру на долгие годы. Исключением не стала и «Мария-Антуанетта» Софии Копполы — многие представляют себе образы из этого фильма, услышав имя французской королевы: корсеты и высокие причёски, белые кружева и чокеры, различные оттенки розового и шелка цвета шампанского, струящаяся органза и сверкающие бриллианты. При этом задачи чётко следовать исторической достоверности у Канонеро не было.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Перед съёмками она получила от Копполы коробку макарунов пастельных оттенков парижской кондитерской Ladurée, но не в качестве угощения — именно такой режиссёр представляла цветовую палитру фильма, возведя в абсолют приписываемые Антуанетте слова: «Пусть они едят пирожные».

Костюмы должны были помочь зрителю прочувствовать легкомысленную натуру героини — она оторвана от реальности и живёт в мире избыточности и экстравагантности, при этом полна юности и надежд. Поэтому для наглядности элементы реального исторического костюма местами сталкивали с современной высокой (и не только) модой. Например, за создание обуви отвечал дизайнер туфель Маноло Бланик, которому поставили задачу «передать суть эпохи в том виде, в котором он себе её представляет». Таким образом, фокус больше лежал на отображении эмоциональной правды, а не исторической.

В фильме многие могли заметить и присутствие кед Converse — Коппола видит Антуанетту подростком, взбалмошным и неопытным, и эта идея легко транслируется с помощью всего лишь одной пары обуви в кадре.

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

По мере того, как в жизни Антуанетты происходит всё больше мрачных событий и она теряет оптимистичность, становятся темнее и её платья. «Это всё про историю чувств, а не историю фактов», — подчеркнула исполнительница роли королевы Кирстен Данст.

Свобода духа и движений

Жаклин Дюрран, работавшая над «Маленькими женщинами» Греты Гервиг и получившая за это «Оскар», руководствовалась следующим принципом: «Придерживаться викторианской эпохи, но не так, как все привыкли это видеть».

Кадры из фильма «Маленькие женщины»

Важно было показать Джо Марч (сыгранную Сиршей Ронан) как наиболее эмансипированную из четырёх сестёр. Для неё приоритет – карьера писательницы, а не выгодный брак. Это показано и через наличие в её гардеробе мужской одежды. Например, она носит жилетки своего друга Лори (Тимоти Шаламе).

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

А когда Джо начинает писать свой роман, она облачается в темно-зелёный жакет, отдалённо напоминающий стиль военной формы XIX века. Стоит отметить, что цвет был выбран неспроста, а из-за его «аполитичности» и несоответствия распространённым цветам реальной формы — художница по костюмам не хотела ненужных ассоциаций с реальными сторонами Гражданской войны в США.

Джо не носит и корсеты – раз она наиболее свободолюбива, то и движения ей сковывать ни к чему.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Но в какой-то степени Дюрран не ограничивала в свободе и других сестёр. Она намеренно не следила за тем, чтобы викторианская одежда носилась так, как положено: «Я позволила девочкам носить [костюмы] так, как им бы хотелось их носить. В этих костюмах не должно быть скованности и идеальности». Суть такого подхода в том, что актёры чувствовали себя так же комфортно и привычно, как и в одежде из своей собственной жизни.

Удлинённый гангстер-денди

Трёхкратная лауреатка премии «Оскар» Сэнди Пауэлл, известная работой над костюмами в «Авиаторе», «Влюблённом Шекспире» и «Фаворитке», заявила, что невозможно добиться абсолютной исторической достоверности при воссоздании нарядов других эпох.

«Никакой исторический костюм не может быть стопроцентно достоверным, потому что ткани и техники пошива изменились», – подчеркнула Сэнди Пауэлл.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка»

Художница любит работать с Мартином Скорсезе, и один из их общих фильмов — «Банды Нью-Йорка», действие которого происходит в середине XIX века. Пауэлл довольно бережно подошла к воссозданию стиля денди, однако без внесения коррективов всё равно не обошлось. Например, грозного гангстера Билла «Мясника», сыгранного Дэниелом Дэй-Льюисом, надо было выделить на фоне его приспешников и сделать более устрашающим.

И так довольно высокого актёра (в Сети приводят разные данные о его росте — от 1,81 до 1,86 м) решили дополнительно «удлинить»: его цилиндр был выше, чем у остальных гангстеров-денди, брюки — уже, а мыс обуви — более вытянутый.

Пауэлл подчёркивает, что в первую очередь костюм должен соответствовать именно персонажу. «Момент озарения, когда ты уверен, что этот костюм подходит, — лучшая часть работы. Это обычно происходит во время примерки, когда ты собираешь образ воедино, и внезапно вот он — твой персонаж. И актёр говорит: “Отлично, теперь я точно знаю, кем сейчас являюсь”», — заключила она.
Банды Нью-Йорка, Авиатор, Заводной апельсин, Влюбленный Шекспир, Стиляги, Симпсоны, Мария-Антуанетта, Фаворитка, Маленькие женщины
Валерий Тодоровский, Мартин Скорсезе, Дэниэл Дэй-Льюис, Сирша Ронан, София Коппола, Евгения Брик, Грета Гервиг, Кирстен Данст, Тимоти Шаламе
104 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры