ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

Микродрама: новый китайский тренд взрывает рынок

Миниатюрные сериалы намерен развивать китайский кассовый лидер Стивен Чоу

В Китае необыкновенно популярен новый формат: микродрамы вплоть до ста серий, каждая из которых идёт около двух минут.

Микродрама: новый китайский тренд взрывает рынок

Всё большую популярность получают в Китае суперкороткие сериалы с эпизодами по две минуты – об этом пишет Variety. Щадящий хронометраж и вертикальный формат съёмки максимально удобен для просмотра на мобильных устройствах – то есть в транспорте по пути на работу или вообще на пешем ходу. Жанры могут быть самыми разными, но наибольшие симпатии, как это чаще всего и бывает, вызывают комедии и мелодрамы. Число серий варьируется в пределах от 20 до 100, средняя продолжительность всего такого сериала – 2,5 часа.

Производителей подобного контента пока что не особо волнует его художественная составляющая: по своему качеству (сюжету, картинке, актёрской игре) микросериалы не сильно отличаются от стандартных телемувиков. Куда важнее здесь сочетание низкой себестоимости и быстрых сроков изготовления: на весь съёмочный процесс может уйти до десяти дней, бюджеты – в пересчёте на доллары – варьируются от 40 до 70 тысяч. При этом отдача – в сотни раз больше: хитовое шоу «Беспрецедентный», вышедшее в прошлом августе, уже за первую неделю заработало 14 миллионов. Как правило, первые серии выкладываются бесплатно, но за просмотр последующих берётся уже некоторая плата (цена подписки – в районе 20 долларов).

С учётом того, что в 2023 году объём рынка короткометражных сериалов превысил в Китае 5 миллиардов долларов, аналитики предполагают, что уже к 2027-му он увеличится по меньшей мере в 2,5–3 раза. Масштаб явления наиболее очевиден при сравнении с кинотеатральным прокатом, который в прошлом году достиг в стране цифры в 7,4 миллиарда долларов. То есть уже сейчас необыкновенно дешёвые микросериалы собирают порядка 70% от той цифры, что получают полнометражные и заметно более дорогие кинофильмы.

Одна из серий китайской микродрамы:

Однако понимание того, что обилие однообразного контента в какой-то момент может приестся, всё-таки заставляет некоторые студии задуматься о творческих экспериментах: как-никак, финансовый риск совсем небольшой, отбить затраты получится в любом случае. Самый сильный ход сделала в начале этого года компания Douyin, «дочка» TikTok, заключившая сделку с режиссёром Стивеном Чоу – одним из признанных лидеров китайского зрительского кино, фильмы которого то и дело ставили кассовые рекорды. В России и на Западе он первым делом известен благодаря комедийному экшену «Разборки в стиле кунг-фу» (более 100 миллионов мировых сборов), на родине же куда как больше любима фэнтезийная «Русалка», в 2016 году занявшая первую строчку в списке самых успешных фильмов в истории китайского кинематографа (за прошедшие с тех пор восемь лет картина со своими сборами в полмиллиарда долларов опустилась уже на 12 место).

Параллельно с разработкой давно уже заявленных сиквелов этих своих главных хитов, 61-летний Чоу не побоялся вступить на совершенно новую для себя территорию – взявшись за сериал под названием «Цзинчжу Юе», выпустить который обещают уже в мае. Репутация «короля китайской комедии» и его умение оригинально подать любую сюжетную ситуацию дают повод надеяться, что руководимый Стивеном Чоу проект будет в лучшую сторону отличаться от всех прочих микросериалов и выведет сам тренд на новый, более высокий уровень.

Примечательно вместе с тем, как сугубо коммерческие предприятия умудряются работать в атмосфере тотального прессинга со стороны китайских регулирующих органов, планомерно ужесточающих государственную цензуру. Только с марта по ноябрь прошлого года Национальное управление радио и телевидения отчиталось о запрете и удалении 350 тысяч (!!!) таких вот 1,5-2-минутных эпизодов – гигантская цифра потерь весомее всего говорит о размерах рынка в целом. Но у скорбной медали есть и другая сторона: суровые карательные меры заставляют студии задумываться о продажах за рубежом и о распространении своего влияния даже на американскую аудиторию. Результат: только за последний год приложение ReelShort, позволяющее без проблем смотреть мини-драмы, было скачано в Google Play (недоступном в самом Китае) более 10 миллионов раз.

Трейлер американского сериала «Похитила миллиардера, чтобы он стал моим мужем», который можно посмотреть через китайское приложение ReelShort:

Логично предположить, что следующим шагом будет распространение формата по всему миру. Хотя ни в коей мере нельзя сказать, что китайцы изобрели нечто новое. Например, французский сериал «Короче» с минутными сериями выходил ещё в 2011-2012 годах и уже может считаться современной классикой (правда, он был всё-таки по старинке горизонтальным). Активно работает в мини-формате продюсер Тимур Бекмамбетов. В России с прошлой осени выходит вертикальный веб-сериал «Ваня, спасай!», эпизоды которого также длятся от одной минуты до трёх.

Вместе с тем всем памятна судьба американской мобильной стриминг-платформы Джеффри Катценберга Quibi, впитавшей в себя порядка двух миллиардов долларов, но не просуществовавшей и года. В качестве основной причины её бесславного провала называлась пандемия, на долгое время заметно снизившая дорожный трафик и тем самым убравшая из уравнения то самое время на дорогу до работы, которое и предполагалось убивать за просмотром коротких программ.

Однако можно назвать и другое важное обстоятельство, существенно отличающее задумку Quibi от нынешнего китайского бума. Американцы, ровно как и европейцы (см., опять же, пример «Короче» с его высококлассным продакшеном), привыкли делать Хорошо – а качественный продукт предполагает и соответствующую стоимость, причём в ценник входит не только непосредственное производство, но и интеллектуальный труд (Катценберг увлёк своим замыслом таких титанов, как Стивен Спилберг, Ридли Скотт и Гильермо дель Торо). Китайская же бизнес-модель традиционно основана на ширпотребе: очень просто, очень дёшево – зато весь рынок заполнен товаром. Практика показывает, что зачастую людям – в самом общем понимании этого слова – большего и не надо: как говорится, съедят и это. Другое дело, что чаще всего этот рецепт жизнеспособен именно что в тщательно закрытых пространствах – каковым является Китай, каковым был когда-то Советский Союз. В условиях конкурентного рынка (когда соревнуются не одно плохое с другим плохим, а хорошее с лучшим) ситуация будет выглядеть совершенно иначе.

Один из эпизодов французского сериала «Короче»:

Иными словами, тенденция на создание принципиально нового контента для мобильных устройств налицо: бессюжетные шортсы YouTube и их аналоги на других платформах не ослабляют хватки, но вполне могут однажды подвинуться, если зритель получит и предпочтёт что-либо более содержательное. Но вот пойдут ли будущие создатели микросериалов будь то в России, будь то в Америке по китайскому пути (простота + дешевизна = профит) или предпочтут рисковать, но создавать нечто более затратное, зато вместе с тем и качественное, – это вопрос, который пока можно разве что озвучить. Ответы даст только время.
#сериалы #Китай #микросериалы
2145 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры