Александр Ширвиндт: каким мы его запомним
Театр, кино, телевидение, книги
15 марта, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия, умер Александр Ширвиндт. Большой прекрасный артист, один из последних титанов советской эпохи.
Александр Ширвиндт: каким мы его запомним
© Кадр из фильма «Миллион в брачной корзине»
– из книги «Опережая некролог»
Фрагмент из телевизионной версии спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро»:Прошлым летом ему успели вручить и аналогичную почётную «Нику» – за «Честь и достоинство» (большую церемонию награждения теперь проводят не каждый год, поэтому Ширвиндта чествовали на сцене его родного Театра сатиры). Хотя нельзя сказать, что Александр Анатольевич оставил после себя великую фильмографию – он был не из тех, кто снимается постоянно, одна крупная роль за другой. Напротив, если начать вспоминать, то сперва в памяти возникают яркие, выразительные, но всё-таки эпизоды – небольшие роли вроде фальшивого Станиславского в «Приходите завтра…», Павлика в «Иронии судьбы…», одноглазого шахматиста в захаровских «Двенадцати стульях», пианиста Шурика в «Вокзале для двоих», всезнайку телеведущего из «Зимнего вечера в Гаграх», мужа подруги «Самой обаятельной и привлекательной».
Фрагмент из фильма «Приходите завтра…»:С другой стороны, для всенародной популярности хватило уже и этого: во-первых, Ширвиндт был необыкновенно красив, во-вторых, роскошно элегантен, в-третьих, его выразительная внешность поразительным образом сочеталась с тонким, изящным и неизменно подкупающим чувством юмора. Он не просто умел шутить – он был абсолютно в этом органичен, чему свидетельством – не только кино- или театральные работы, но и многочисленные скетчи, сыгранные им вместе с его многолетним другом и партнёром Михаилом Державиным. Эти записи – даже не золотой, а бриллиантовый фонд нашего телевидения.
Телевизионная миниатюра «Где вы сейчас не снимаетесь?»:
– из книги «Проходные дворы биографии».
Фрагмент из фильма «Миллион в брачной корзине»:Заодно вспомним и как бы английскую картину Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», где он отчаянно веселился вместе со своими друзьями – тем же Державиным и Андреем Мироновым. Национальная принадлежность литературных первоисточников отмечена нами не зря: играя англичанина, Ширвиндт был безукоризненным сэром; когда же он перевоплощался в очаровательного жулика из Неаполя, мало кто сомневался в подмене. Ему шло и то, и это, и как раз сложнее всего было сказать, что Александр Анатольевич – человек советский: у нас таких попросту не делали. Ему всегда был присущ какой-то совершенно нездешний шик – и это, безусловно, выделяло его среди прочих, также добавляя популярности.
Но это качество лишило его и роли в настоящем шедевре. Алексей Герман всерьёз рассматривал актёра на главную роль в «Хрусталёв, машину!»: были пробы, режиссёр брил его наголо, после чего долго и мучительно размышлял – но всё-таки вынужден был от этой мысли с извинениями отказаться. А всё потому, что в финале фильма мы видим героя уже, очевидно, после лагеря – но поверить в то, что человек с лицом Ширвиндта отсидел лет пятнадцать, было бы решительно невозможно.
Фрагмент из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»:
– из книги «Опережая некролог»
Фрагмент из фильма «Вокзал для двоих»:Сегодня этот голос утих, и нам остаётся только сказать ему последнее спасибо. Александр Ширвиндт был замечательным артистом и образцового благородства человеком. Он был и правда из тех, кому слова Честь и Достоинство никогда не казались пустым звуком. Его искренне любили, им восторгались, его обожали. И помнить о нём будут долго – быть может, даже всегда.
– Если бы вы были дверью, куда бы вы вели?
– Не важно куда, лишь бы мною не хлопали. {…}
– Как вы себе представляете Бога?
– Мне кажется, он помесь Славы Полунина с Юрой Норштейном. {…}
– Вы же не скажете, что боитесь своего мнения?
– Нет, я просто боюсь, что оно может быть неправильным. Но оно правильное».
– из книги «Отрывки из обрывков»