В голливудских фильмах стало меньше женщин
До гендерного равноправия ещё очень далеко
В 2023 году, когда кинотеатры по всему миру штурмовала «Барби» (кассовые сборы $1,4 млрд) с актрисой и продюсером Марго Робби и режиссёром Гретой Гервиг, логично было ожидать рост женского участия в главных голливудских фильмах. Однако дела обстоят совсем иначе. Как следует из статистики — девушек в кино на главных ролях стало даже меньше, прошлый год по этому показателю достиг исторического минимума. Казалось бы, «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун, «Присцилла: Элвис и я» Софии Коппола с Кэйли Спэни, «Прошлые жизни» Селин Сон, «Солтберн» Эмиральд Феннел... но нет, индустрия по-прежнему маскулинна.
В голливудских фильмах стало меньше женщин
Исследователи посмотрели сотню крупнейших голливудских картин и статистически зафиксировали регресс в плане женского представительства на больших экранах в 2023 году. Только в 30 кинолентах женщины и девушки играют главные и роли второго плана. Этот показатель резко снизился по сравнению с 2022 годом, когда «прекрасную половину человечества» можно было увидеть в 44 фильмах.
Руководитель исследования Стейси Л. Смит отмечает, что это катастрофический шаг назад. На протяжение последних 14 лет этот показатель стабильно рос, поэтому такой разворот назад поражает и прямо противоречит всем разговорам о том, что 2023 год стал «годом женщины».
По словам Смит, эти цифры — не просто показатель того, как часто девушки и женщины играют главные роли. Они отражают карьерные возможности, открывающиеся перед женщинами в киноиндустрии. И в 2023 году эти перспективы значительно уменьшились.
Приведём основные цифры из исследования:
— Общий процент «говорящих женщин», играющих главные роли, сократился с 37% в 2022 году до 35% в 2023 году. При этом количество женщин, играющих главные роли, осталось прежним — 38%, эта доля остаётся стабильно высокой с 2016 году.
— Доля фильмов, занимающих первое место по кассовым сборам в США, в которых главные герои — женщины, снизились с 33% в 2022 году до 28% в 2023 году. У мужчина этот показатель наоборот вырос — до 62%. В остальных 10% фильмах блистают актёрские ансамбли или пара мужчина-женщина.
— В 77% фильмов мужских персонажей больше, чем женских. В 5% их равное количество. И лишь в 18% фильмов женских персонажей было больше мужских. Для сравнения, в 2022-м женских персонажей было больше в 11% фильмов, в 2021-м — в 7%. Так что здесь тенденция стабильно положительная, хоть и небольшая.
— В кино женщины по-прежнему моложе мужчин. И продолжают молодеть: самый популярный возраст — 30 лет (33%), затем идут 20-летние (22%) и те, кто моложе 20 (17%). После сорока тенденция на снижение: 40 лет (15%), 50 лет (6%) и 60 лет и старше (7%). Это проценты от общего числа всех говорящих женских персонажей. В то же время мужские говорящие персонажи чаще всего находятся в возрасте от 30 до 50 лет (по 28% в каждом возрастном сегменте). И в целом возрастных мужчин на экране больше: например, 60-летних мужчин на экране 9% от общего числа.
— Среди женских протагонистов аналогичная ситуация: 23% главных женских персонажей моложе 20 лет, 20% — 20 лет, 30% — 30 лет, 13% — 40 лет, 7% — в возрасте 50 лет и 8% — 60 и старше. У мужских протагонистов эта ситуация диаметрально противоположная, пиковый возраст — 40 лет (28%).
— Женщины на экране в браке чаще, чем мужчины: 48% против 32%. Аналогично у женщин-протагонистов: 75% против 56%. А вот на работе женские говорящие персонажи появляются реже, чем говорящие мужчины: 76% мужчин и 60% женщин имели определённую профессию, из них при деле были 81% главных героев-мужчин и 66% главных героев-женщин.
— Среди всех говорящих персонажей были лидерами (подразумевается должность, статус и проч.) всего 10%, из них 63% — мужские персонажи, и только 37% — женские.
— В 2023 году снизилось количество чернокожих женских персонажей, женских персонажей латинского происхождения и женских персонажей из Ближнего Востока и Северной Африки (среди говорящих женских персонажей) — с 18% до 15,3%, с 6,9% до 6,3% и с 0,8% до 0,6% соответственно. Зато увеличилось количество азиаток и смешанных рас — с 8,1% до 9,2% и с 0,4% до 0,6% соответственно. А также впервые появились коренные американки — хоть и всего 0,6% от всех говорящих женских персонажей.
— В фильмах, где режиссёром и/или сценаристом была женщина, доля главных женских персонажей выше — 48%. Режиссёры и/или сценаристы мужского пола брали на главную роль женщин только в 33%. Среди простых говорящих женских персонажей эти показатели равны 43% и 31% соответственно.
Подводя итог, исследователи предупреждают, что усилия по обеспечению инклюзивности в Голливуде терпят неудачу, особенно в том, что касается женщин и девочек из всех слоев общества, и призывают индустрию извлечь правильные уроки из такого мегахита, как «Барби». Хотя сразу же дополняют — один фильм ещё не демонстрирует прогресс всей индустрии. По их мнению, отмечать достижения подобных фильмов, конечно, нужно, но если всегда прятаться за единственным примером, то значительные перемены в вопросах равноправия никогда не наступят.