Сценаристы победили? Смотрим, чего добились авторы, и в чём уступили продюсеры
Новые соглашения действуют до 1 мая 2026 года
После почти пяти месяцев Гильдия сценаристов США (WGA) официально завершила забастовку в среду, 27 сентября, в 10:01 утра по московскому времени. Переговорный комитет и руководства восточного и западного представительств профсоюза сценаристов единогласно проголосовали за ратификацию предварительного соглашения, и теперь оно будет передано членам гильдии для голосования, которое пройдет со 2 по 9 октября. Приводим краткое резюме, чего добились американские сценаристы.
Сценаристы победили? Смотрим, чего добились авторы, и в чём уступили продюсеры
© Кадр из фильма «Гений»
Гильдия сценаристов добилась повышения гонораров — на 5% в первый год действия контракта, на 4% — во второй и на 3,5% — в третий. Цифры немного меньше желаемых, сценаристы настаивали на 6% за первый год и по 5% за второй и третий, однако студии и стриминги изначально были согласны на 4%-3%-2%. К слову, точно таких же условий режиссёрский профсоюз добился полгода назад без забастовок.
2. Работа сценарных комнат
Камнем преткновения в достижении новых договорённостей был вопрос о работе сценарных комнат на телевидении и стриминговых сервисах. Теперь в разработке проекта, который ещё официально не запущен, должно работать минимум трое сценаристов-продюсеров (включая шоураннера), которым гарантируется найм на 10 недель. Проекты, над которыми сценаристы работают больше 20 недель, начинают считаться официально запущенными, и работодатель должен нанимать минимум трёх сценаристов-продюсеров, включая шоураннера, и размер комнаты будет зависеть от количества эпизодов, только если все эпизоды не пишет один сценарист (обычно это касается крупных и именитых авторов типа Крейга Майзина или Тейлора Шеридана).
Если количество эпизодов составит 6 или меньше, то в комнате должны быть минимум 3 сценариста и 3 сценариста-продюсера; если сезон состоит из 7-12 эпизодов, то минимум 5 сценаристов и минимум 3 сценариста-продюсера; и если эпизодов 13 и больше, то минимум 6 сценаристов и минимум 3 сценариста-продюсера.
3. Прозрачность данных от стримингов и получение отчислений
Ещё одна важная победа для сценаристов. Теперь если минимум 20% американских подписчиков онлайн-кинотеатров посмотрят высокобюджетный стриминговый проект в первые 90 дней после выхода или в первые 90 дней в любой последующий год показа, то сценаристам обязаны выплатить бонус в размере 50% от фиксированных домашних и зарубежных отчислений.
4. Искусственный интеллект
Словосочетание, ставшее за несколько месяцев для авторов настоящим поводом для тревог и беспокойств, что в целом небеспочвенно. По новым условиям ИИ не может писать или переписывать литературный материал, а сгенерированный нейросетями текст не будет считаться исходным материалом. При это сам сценарист может прибегать к помощи нейросетей, но студии навязывать их использование не имеют права. Студии должны информировать сценариста, если материал был сгенерирован ИИ, а гильдия «оставляет за собой право утверждать, что использование материалов сценаристов для обучения искусственного интеллекта запрещено минимальным базовым соглашением или другим законом».
С полным списком достигнутых договорённостей можно ознакомиться на сайте Гильдии сценаристов США, там же можно посмотреть сравнительную таблицу, что требовала в начале гильдия, что предложили студии и на чем в итоге договорились.
Напомним, забастовка сценаристов продлилась 148 дней. Забастовка актёров США продолжается уже 75 дней, и вчера стало известно, что голливудские актёры готовы начать стачку против производителей видеоигр.