Лидер рейтинга — мистический хоррор «Заклятие 3: По воле дьявола» — стал третьим фильмом в серии «Заклятие» и восьмым в киновселенной «Заклятия» (куда также входят картины серии «Аннабель», «Монахиня» и «Проклятие плачущей»). События вновь разворачиваются на фоне деятельности охотников за паранормальными явлениями Эда и Лоррейн Уорренов. В основу фильма легла реальная история 1981 года о преступнике, который уверял, что в момент убийства был одержим дьяволом. Теперь его судьба зависит от расследования четы демонологов. Режиссёр первый двух частей «Заклятия» Джеймс Ван уступил в третьем фильме своё кресло Майклу Чавесу (снимал «Проклятие плачущей) из-за других проектов, но остался продюсером картины. В одном из интервью он рассказал, что в серии «Заклятие» могут быть ещё фильмы, потому что «у Уорренов было много историй». Третья часть «Заклятия» упоминается в половине всех используемых для Топа топов источников и занимает в них первые строчки.
После смерти отца семейства его семья с новорожденным малышом пытается выжить на земле, захваченной монстрами. Теперь в их мире появляются и другие герои: сосед, группа сумасшедших выживших и целое поселение, которому удалось спастись. Вторая часть успешного хоррор-хита 2018 года стала масштабнее и громче — члены семьи вынуждены покинуть своё убежище, героев стало больше, а, следовательно, шума и скримеров тоже. Это уже не камерный семейный хоррор, а настоящий боевик с элементами фильма ужасов, погонями и экшен-сценами, которые заставляют зрителей сжиматься в кресле. Кинокритики оставляли о картине чаще прохладные отзывы, упирая на слабый сценарий (сценаристы первого фильма участия в новом проекте не принимали, и сценарий писал сам Джон Красински), а вот в топах зрительских голосований «Тихое место 2» уверенно лидировал — возможно, потому что стал одним из первых релизов, показанных на больших экранах после открытия кинотеатров.
Замыкает тройку лидеров один из самых ярких дебютов последних лет — религиозный боди-хоррор «Спасительница» (в оригинале «Святая Мод»). Главная героиня — медсестра Мод — работает сиделкой у танцовщицы, умирающей от рака. Последние месяцы перед смертью бывшая звезда проводит в соответствии со своим прошлым богемным образом жизни: утро начинается с бренди и сигарет, вечером — шумные вечеринки, а ночи — в объятиях юной любовницы. Фанатично религиозная Мод пытается спасти «заблудшую» душу, параллельно истязая свой разум разговорами с Богом и уродуя собственное тело в религиозном экстазе.
Юная Элли приезжает в столицу Англии учиться на дизайнера. Романтичная девушка, живущая грезами о «свингующем» Лондоне 1960-х, не находит общего языка со сверстниками, а по ночам видит странные сны, в которых разворачиваются страшные преступления, случившиеся более 50 лет назад. Стильный и оригинальный триллер с элементами фильма ужасов, поднимающий темы абьюза и насилия, придётся по вкусу любителям 60-х, неонового Лондона и рок-н-ролла. Не очень по вкусу он пришёлся поклонникам Эдгара Райта, которые помнят режиссёра по трилогии «Корнетто», «Скотту Пилигриму» и «Малышу на драйве». Зато картину оценили критики, отдавшие ему свои голоса, а также программные директора различных киносмотров — фильм показали на Венецинском и Лондонском кинофестивалях и в Торонто.
На пятом месте оказался психологический ретро-хоррор «Цензор», который также снят с любовью к атмосфере Англии, но уже 1980-х. Энид работает цензором и вырезает из фильмов наиболее жестокие и провокационные сцены. Несколько лет назад без вести пропала её родная сестра, и Энид до сих пор не может смириться с утратой. Однажды в одной из картин она видит девушку, очень похожую на сестру. Женщина пытается разыскать продюсера фильма, чтобы узнать правду. Как и два предыдущих фильма, «Цензор» также посвящен миру женщины, глубина психотравм которой доводит её до того, что она не может отличить безумие от реальности. И если в «Спасительнице» главная героиня искала утешение в религии, в «Прошлой ночью в Сохо» — в фантазийном мире прошлого, то Энид видит свою сестру, смерть которой она так и не может пережить, на киноэкране. За визуальный ряд с многочисленными отсылками к работам мэтров жанра — Кроненберга, Карпентера и Де Пальмы — фильм дебютантки Прано Бэйли-Бонд уже прозвали самым эстетским хоррором уходящего года и гимном ушедшей эпохе.
Шестой фильм рейтинга начинается всё с той же актуальной темы — медсестра Мэдисон — жертва мужа-тирана. После очередного рукоприкладства она теряет сознание и начинает видеть во сне будущие убийства. И первой жертвой станет её муж. Мэдисон пытается предотвратить насилие, но полицейские в городском участке считают женщину сумасшедшей, и только один из них верит в её мистическую связь с преступником. Джеймс Ван, известный работой в кинофраншизах «Пила», «Астрал» и «Заклятие» и в предыдущие годы снимавший «Форсаж 7», и «Аквамен», вновь вернулся к любимому жанру: в 2021 он выступил продюсером хорроров «Пила: Спираль», «Заклятие 3: По воле дьявола», «В твоём доме кто-то есть», каждый из которых не раз упоминался в рейтингах лучших фильмов ужасов. «Злое» — стал его первой режиссёрской работой в жанре хорроров за последние пять лет, а потому к ней приковано особое внимание. Обвиняя Вана в использовании десятков штампов и клише, знатоки между тем в один голос признают: он жонглирует ими столько виртуозно и неожиданно, что ожидания любителей хорроров полностью оправдались.
Седьмой фильм рейтинга — сиквел одноименной картины 1992 года о чернокожем маньяке с крюком вместо руки, который убивал своих жертв, появляясь из зеркала. В свежей версии главным героем фильма становится художник Энтони Маккой, который находит в легенде о Кэндимене источник вдохновения для своего перформанса. Наутро после премьеры его ждут не только успех и восторги любителей искусства, но и пара трупов в галерее. Фильм Нии Дакосты был ожидаемо обласкан зарубежными кинокритиками, но не попал практически ни в один российский рейтинг. Отечественный кинозритель увидел в картине чересчур навязчивую эксплуатацию BLM-темы, чему явно способствовало присутствие Джордана Пила в качестве сценариста. При этом стоит отметить, что авторы ленты не стали повторять за своими предшественниками, а дополнили и расширили вселенную Кэндимэна. Получился красивый, атмосферный фильм, во многом превосходящий провалившиеся в прокате вторую и третью части франшизы.
«Прячься» — еще один яркий жанровый дебют уходящего года. Два мальчика, Кевин и Бобби, просыпаются в багажнике машины, куда их затащил таинственный похититель. Их отвозят в заброшенный дом на окраине, где Бобби сначала удается сбежать. В последний момент он слышит крик Кевина и возвращается, чтобы спасти своего друга. Последующие полтора часа Бобби и преступник будут блуждать по дому, играя одновременно в прятки и кошки-мышки. События показаны преимущественно с точки зрения 12-летнего ребенка. Все действие картины проходит практически в одной локации, и это связано не только с правилами жанра, но и с ограниченным бюджетом. Дебютанты-режиссёры Дэвид Шарбонье и Джастин Пауэлл говорили, что не могли себе позволить даже переклеить обои в комнате, а реквизит практически полностью состоял из подручных материалов. В результате «Прячься» стал примером интересного независимого кино, который оказался в программе американского Fantastic Fest и получил на Rotten Tomatoes 97% положительных отзывов. Несмотря на более чем скромные сборы в прокате, режиссёры мечтают развить историю во франшизу.
Пятый фильм с намёком на несправедливое отношение к женщинам и четвёртая женщина-режиссёр в Топе топов. В детстве Алексия попадает в аварию, после которой остается жить с титановой пластиной в голове. Через 15 лет после операции она работает стрипитезёршей, параллельно убивая всех, кто так или иначе посягает на её тело. Алексия испытывает особенную страсть к автомобилям, и это полностью трансформирует её тело и сущность. Триумфатор 74 Каннского фестиваля, встреченный 10-минутными овациями, вызвал в киносообществе горячие споры и дискуссии. Кто-то при просмотре испытает шок и отвращение, кого-то фильм приведет в восторг, третьих оставит в недоумении — слишком сложная форма для восприятия и без того непростых тем феминизма, принятия своего тела и гендера, кризиса семьи, технофетишизма. В любом случае режиссёру Жюли Дюкорно вовсю пророчат стать новым лидером трансгрессивного французского кино, а сам «Титан» тем временем пробрался во всевозможные топы разных жанров, включая лучшие хоррор-фильмы, лучшие фантастические фильмы и в принципе рейтинги лучших фильмов года.
Замыкает Топ лучших хорроров 2021 года 12-й фильм из серии «Хэллоуин». Молчаливый маньяк Майкл Майерс вновь оказывается живее всех живых и продолжает преследовать Лори Строуд и её родных. Но теперь на свою защиту встаёт весь город — люди объединяются, чтобы покончить со злом навсегда. Премьера фильма прошла на Венецианском фестивале. Поклонников «Хэллоуина» обрадует актерский состав — главную героиню Лори Строуд снова сыграла Джейми Ли Кёртис. Роль Майкла Майерса в некоторых сценах вновь играет Ник Касл. К ним также присоединились Кайл Ричардс, Чарльз Сайферс и Нэнси Стивенс, вернувшиеся к ролям, которые они сыграли в оригинальном фильме 1978 года. Есть в рецензиях критика нового фильма, обвинения в натянутости, но рейтинг популярности говорит о том, что новую картину о Майкле Майерсе всё равно будут смотреть. Финальная часть этой трилогии, получившая названием «Хэллоуин заканчивается» выйдет в конце 2022 года.