Первый настоящий отечественный блокбастер. Режиссёр Тимур Бекмамбетов в начале двухтысячных смог сделать невозможное – он начал снимать коммерческое кино для зрителей раньше, чем кто-либо ещё в новой России. И пусть сейчас оба «Дозора» выглядят сильно устаревшими, они своё дело сделали. В основу и первого, и второго фильма, получившего подзаголовок «Дневной Дозор», легли книги популярного российского фантаста Сергея Лукьяненко. Вот только, как это часто бывает с фантастикой, экранизировать их близко к тексту было просто невозможно, поэтому специально для киноверсий придумали отдельные сюжетные линии.
Почему вдруг все инопланетные космические корабли падают на Америку? Нужно и на Россию что-нибудь уронить! И ведь уронили – прямо на московский район Чертаново. Этот фильм Фёдора Бондарчука показал, что в нашей стране работают профессионалы своего дела, в силах которых делать визуальные эффекты на уровне голливудских профессионалов. Да, возможно, у зрителей есть претензии к сюжету, но он здесь отнюдь не главное. «Аватар» Кэмерона тоже разыгрывал карты на уже вытоптанной территории. Важно, что и «Притяжение», и его сиквел – «Вторжение» – на большом экране выглядят зрелищно. Картинка радует глаз, а звук – ухо. А если ещё и в IMAX…
Черновик
2018
/ Научно-фантастический
/ Россия
Когда люди, снявшие отличную военную драму «Битва за Севастополь», взялись за работу над дилогией «Работа над ошибками» Сергея Лукьяненко, в которую входят романы «Черновик» и «Чистовик», я обрадовался. Однако странно было ожидать, что столь масштабное произведение, требующее бюджета, такого как, например, у кинокомикса «Мстители: Финал», можно снять за 200 млн рублей. Сценаристы сделали всё возможное, чтобы упростить историю из книжных оригиналов – нужно отметить, что в целом это им удалось. Если не учитывать первоисточник, то фильм, действительно, смотрится на одном дыхании.
Спутник
2019
/ Драма, Триллер, Научно-фантастический
/ Россия
Качественный российский триллер, сюжет которого хорошо знаком всем поклонникам кино. Ничего нового в этой истории нет, разве что события тут разворачиваются на территории Советского Союза, а не США. Да, российские зрители посчитали «Спутник» вторичным, потому что нечто похожее они видели несколько лет назад в голливудском триллере «Живое». Однако «Спутник» здесь и сейчас нужно считать революционным для отечественного кинематографа – российские сценаристы и режиссёры боятся браться за подобный материал, потому что опасаются последующей реакции аудитории, вскормленной голливудскими хитами. Но если не пробовать, то прогресса можно не ждать. Так что как попытка выйти в незнакомый нам жанр, «Спутник» удался.
Чёрная молния
2009
/ Боевик, Комедия, Мелодрама, Фантастика
/ Россия
Снятый по лекалам Человека-паука отечественный блокбастер «Чёрная молния» продемонстрировал, что и наше кино может быть супергеройским. Пускай даже и речь в нём идёт не о парне в трико, а о парне в летающей тачке. Авторы красиво перенесли классический американский кинокомикс в российские реалии. Очень прозрачно показали противостояние Добра и Зла. Да, опять же, ничего нового – весь фильм работает по проверенной схеме. Но я что-то не вижу, чтобы американцев наши зрители так же ругали за то, что они через фильм повторяются.
Хардкор
2015
/ Боевик, Триллер
/ Россия
Экспериментальный экшен-фильм, снятый российским режиссёром Ильёй Найшуллером (лидером музыкальной группы Biting Elbows) и спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым. Картина основана на видеоклипе группы Biting Elbows, снятом от первого лица. Собственно, новаторство фильма тоже состояло в том, что он был полностью снят от первого лица – столь необычный подход к повествованию позволил ему успешно прокататься в США и заработать в сумме почти $17 млн при производственном бюджете $2 млн. В России (да и в мире) ничего похоже до этого момента не снимали.
Кома
2019
/ Боевик, Приключения, Фэнтези, Научно-фантастический
/ Россия
Фильм продюсера и режиссёра Никиты Аргунова, возглавляющего одну из российских студий визуальных эффектов, уместили в довольно тесные рамки российский бюджетов – на съёмки «Комы» было выделено 305 млн рублей. Учитывая, что упор в фильме изначально был сделан на визуальный ряд, 305 млн – очень маленькая сумма. Несмотря на это, из проекта выжали максимум – на большом экране «Кома» смотрится впечатляюще. Особенно учитывая тот факт, что это отечественное кино. Был бы бюджет побольше, могли бы картинку довести до близкого к идеальному состоянию.
Отечественная фантазия на тему смертельно опасного вируса, превращающего человека в подобие живого ходячего мертвеца. Когда на экраны вышла дилогия «Параграф 78», в мире уже все посмотрели «Обитель зла», поэтому для многих российских зрителей эти два фильма оказались вторичными по определению. На деле Михаил Хлебородов снял то, что в нашем кино до этого не снимали. И пусть из фантастической составляющей там лишь вирус, «Параграф» оказался на голову выше многих схожих по жанру проектов отечественного производства.
Аванпост
2019
/ Триллер, Научно-фантастический
/ Россия
Тоже дилогия, правда, зрителям пока что представили только первую часть. Когда выйдет вторая – неизвестно. События разворачиваются в Москве и области – на нашу планету готовятся напасть таинственные пришельцы. Сто видели то же самое, но только в иностранных фильмах – сами ничего похожего просто не снимали. А когда рискнули – получилось. Интересно, что разницу в бюджетах с некоторыми голливудскими фильмами в данном случае разглядеть практически невозможно. Не «Мстители», не «Аватар», но есть куда стремиться.
Учитывая, что в работе над этим фантастическим фильмом были задействованы в том числе и российские специалисты (не считая Тимура Бекмамбетова в продюсерах), «Фантома» смело можно назвать отечественным проектом. Режиссёром выступил Крис Горак, а главные роли сыграли Оливия Тирлби, Эмиль Хирш, Макс Мингелла, Рэйчел Тейлор, Юэль Киннаман, Гоша Куценко, Артур Смольянинов и Пётр Фёдоров. Снимали в Москве, причём, летом 2011 года, когда российскую столицу на протяжении месяца окутывал смог от лесных пожаров.