С этого сериала начался современный «золотой век» американского телевидения – продюсерский проект Джей Джей Абрамса перевернул представление зрителей о сериалах, избавив их расхожей понятия «мыло» и показав, что сериал может быть качественным. Да, удачные сериалы встречались и до этого момента, но после того, как на экраны вышел «Остаться в живых», в это направление начали вкачивать огромные, даже по голливудским меркам, бюджеты, а спустя время всё больше голливудских актёров и режиссёров выбирали телевидение, а не полный метр.
Популяризация жанра
Бесспорно, этот сериал изменил отношение к жанру фэнтези на телевидении: после того, как стало ясно, что проект оказался успешным, многие пытались запустить что-то подобное, но до настоящего момента ниша была занята. HBO понимает, что если кто-либо снимет замену «Игре престолов», канал потеряет деньги – поэтому и возникла идея делать спин-оффы (сюжетные ответвления). Зрители раскритиковали финальный восьмой сезон за сумятицу, однако он уже стал частью истории. Если вы до сих пор не смотрели «Игру престолов», потому что ждали выхода всех серий, – время пришло.
Дэвид Линч решился на этот эксперимент ещё в конце 80-х: у него была история, которую можно было рассказать именно в формате сериала. Это как раз тот случай, когда хронометраж полного метра не помог, а навредил бы проекту. После «Твин Пикса», в 1994-м, свой сериал «Королевство» представил Ларс фон Триер, правда, будучи ещё не сильно известным режиссёром. До Линча, в 1980-м, телевизионный многосерийный фильм снял немец Райнер Вернер Фассбиндер, многократный участник Берлинского кинофестиваля, обладатель главного приза Берлинале за фильм «Тоска Вероники Фосс», – речь, конечно же, о «Берлин, Александерплатц». Три этих первопроходца заложили фундамент общемирового тренда – и уже в середине 2000-х, когда у каналов появились бюджеты и возможности, маститые режиссёры сами начали приходить со своими идеями на телевидение.
Джеймс Гандольфини, ушедший из жизни в 2013-м, свою главную роль сыграл в сериале «Клан Сопрано». Его Тони Сопрано, глава семьи мафиози, оказался основным персонажем истории. Этот сериал канала HBO сломал стереотипы о том, что отрицательный персонаж не может быть главным героем рассказываемой истории. Более того, если повествование выстроить правильно, то ему обязательно будут сопереживать. И вот этому самому Тони Сопрано абсолютное большинство сочувствовало, ведь он, находясь во главе преступного синдиката, столкнулся с несправедливостью жизни. Авторы «Клана Сопрано» показали своего антигероя человеком, вследствие чего он стал героем. То же самое затем делали много раз и в разных других сериалах, самый известный пример – «Декстер», где центральным персонажем стал сотрудник полиции, эксперт по брызгам крови, а по совместительству серийный убийца, Декстер Морган.
Ник Пиццолатто, создатель и автор сценария «Настоящего детектива», не побоялся пригласить в сериал звёзд мировой величины: в первом сезоне сыграли Мэттью МакКонахи, Вуди Харрельсон и Мишель Монаган. Это как раз тот случай, когда для телевидения готовится проект, привлекающий больше, чем очередной полнометражный фильм. Поэтому, когда агенты предлагают эти проекты своим подопечным, актёры, прочитав сценарий или выслушав подробности истории, соглашаются. «Настоящий детектив» превратили в антологию, а во втором и третьем сезонах появились Колин Фаррелл, Рэйчел Макадамс, Тейлор Китч, Винс Вон, Келли Райлли, Махершала Али, Кармен Эджого, Стивен Дорфф и Рэй Фишер. Причём, если верить новостям, они сами рвались в этот телепроект.
Культовый комедийный сериал, о котором слышали абсолютно все. Ещё до «Теории большого взрыва» на протяжении целых десяти лет «Друзья» были самым популярным представителем жанра. Конечно, у поклонников он быстро разошёлся на цитаты. Сериал подарил билет в большое кино Дженнифер Энистон, Кортни Кокс, Лизе Кудроу, Мэтту Леблану, Мэттью Перри и Дэвиду Швиммеру. А ещё в «Друзьях» неоднократно появлялись большие голливудские звёзды (Пол Радд, исполнитель роли Человека-муравья, тоже, кстати, начинал с этого сериала).
Благодаря этому сериалу все узнали Бенедикта Камбербэтча, ныне исполняющего роль Доктора Стрэнджа в фильмах кинематографической вселенной Marvel. Умное и элегантное переосмысление классических произведений Конана Дойла – действие сериала перенесено в наши дни. Отдельный плюс: хронометраж каждого эпизода (а в сезоне их по три) составляет 90 минут, как у стандартного полнометражного фильма, что раньше было зазорным. Считалось, что внимание зрителей можно удерживать лишь в течение часа (а это 40 минут хронометража и 20 минут рекламы). «Шерлок» от этого предположения оставил пустое место.
Американская версия британского сериала. Главную роль исполнил Стив Карелл. Сюжет рассказывает о буднях фирмы, торгующей бумажной продукцией. Главная отличительная черта сериала – он снят в формате реалити-шоу – с фишками вроде установленной в закутке камеры, глядя в которую сотрудники могут пожаловаться на начальника. Фактически, это сломанная четвёртая стена, как в театре, когда актёры получают возможность обращаться напрямую к зрителям в зале.
Ещё один культовый сериал, правда, чуть менее успешный, чем «Игра престолов». Для канала AMC «Ходячие мертвецы» являются приоритетным проектом, поэтому и продлевают они его на новые сезоны даже несмотря на то, что рейтинги от серии к серии падают. Сериал, придуманный Фрэнком Дарабонтом, показал, что истории про зомби нравятся зрителям, а ужастики могут быть популярными даже в телевизионном формате. После «Ходячих» были сняты сериалы «Изгоняющий дьявола», «Остров», «Королевы крика», «Мотель Бейтс», «Американская история ужасов» и многие другие.
Ещё одна американская версия популярного некогда британского сериала. 1 февраля 2013 года «Карточный домик» стримингового сервиса Netflix произвёл настоящий фурор. Во-первых, в отличие от своих конкурентов с телевидения, Netflix избрал совершенно другую модель показа контента: серии публиковались не по одной, а сразу сезоном, чтобы зрителям не приходилось ждать. Во-вторых, «Карточный домик» переманил аудиторию у телеканалов в интернет, наглядно продемонстрировав, что будущее именно за таким типом киносмотрения. Каналам ничего не осталось делать, кроме как тоже переносить часть своих проектов в онлайн.
Этот сериал канала The CW положил начало целой комикс-вселенной на основе графических романов издательства DC. Отдельно взятые проекты, такие как «Тайны Смолвилля», уже «выстреливали» в телевизионном формате, но так, чтобы сразу несколько сериалов, к тому же связанных между собой единой сюжетной линией, – нет. Интересно, что под эгидой так называемой ArrowVerse – «Вселенной Стрелы» – каналу удалось собрать все самые топовые комикс-сериалы на современном американском ТВ. В частности, выходивший изначально на канале CBS сериал «Супергёрл» после первого сезона был закрыт, но авторам удалось договориться с каналом The CW, где он выходит по сей день. Комикс-сериал «Стрела» показал, что этот жанр может быть популярен даже на телевидении, даже со скромными (по меркам полнометражных фильмов) бюджетами.