Трудно сказать, чего здесь больше – романтики или музыки. Это тайтл, конечно, о любви и дружбе, о том, какое глубокое влияние могут оказать друг на друга двое людей, особенно если оба они творческие натуры. Косэй – профессиональный пианист, несмотря на талант, перестал играть после смерти матери, и Каори – свободолюбивая скрипачка, предпочитающая импровизацию скучным концертным выступлениям. Аниме в жанре «музыка» – это всегда союз, музыканты объединяются, чтобы вместе создать нечто новое, а заодно понять что-то новое про самих себя и про друг друга. Мультсериал, основанный на обожаемой миллионами читателями манге, уже давно перешёл в разряд классики и до сих пор занимает первые строчки в зрительских рейтингах. Наряду с современными композициями в нём звучит множество вечных музыкальных произведений: Лунная и Крейцерова сонаты Бетховена, много Шопена, Крейслера и даже Скрябин с Чайковским, так что это аниме радует не только глаз, но и слух.
Другое название этого аниме «Склон Аполлона», действие разворачивается в середине 60-х, а главное музыкальное направление здесь джаз. Каору Нисими постоянно переезжает с места на место, ему сложно прижиться в каком-либо коллективе, но неожиданная дружба с главным хулиганом и красавицей-старостой в новой школе приводят его к созданию собственного джаз-бенда. Так лирическая история в жанре «школьная повседневность» быстро перерастает в настоящий гимн живой, непрестанно развивающейся музыке, берущей своё начало в африканских ритмах. Режиссёр этого тайтла Синъитиро Ватанабэ, автор культовых «Ковбоя Бибопа» и «Самурая Чамплу», а за музыку здесь отвечает сама Ёко Канно, одна из самых известных женщин-композиторов в Японии, написавшая множество саундтреков к аниме-сериалам. Кстати, из всех музыкальных стилей более всего она предпочитает джаз, что делает этот тайтл прекрасным ещё и с точки зрения музыки. В прошлом году по этой истории в Японии вышел игровой фильм «Аполлон: Дети на холме», поставленный известным мастером школьных мелодрам Такахиро Мики.
В переводе с японского K-On – это «попса». Точнее, сокращение от словосочетания «каруй онгаку» - «лёгкая музыка». И название это как нельзя лучше подходит милому комедийному аниме о компании девушек, которые собрали свою музыкальную группу и теперь что ни день репетируют (читай: пьют чай с тортиком). Школьное увлечение становится настоящей отдушиной для четверых героинь, а сами они настолько трогательны и привлекательны, что смотреть на них сплошное удовольствие. Особенно на главного моэ-персонажа в этой истории - беззаботную гитаристку Юи Хирасава, которая, не обладая никакими видимыми талантами, не против стать поп-звездой. В период расцвета популярности этой истории, который пришёлся на 2010 год, в Японии даже состоялось два концерта, где актрисы-сэйю с помощью профессиональных музыкантов пропели самые яркие композиции девчушек из уютной школьной группы. Секрет «Кейона» в его необязательности и легковесности, любовному вниманию к бытовым деталям, прелести повседневности и, конечно же, в четырёх музыкантшах-сладкоежках.
В своих аниме Синъитиро Ватанабэ всегда придавал огромное значение музыкальному сопровождению. Его страсть к музыке вылилась в создание мультфильма «Дети на холме», а весной этого года студия Bones выпустила аниме «Кэрол и Тьюсдей». История двоих девушек, одна – хулиганка, гоняет на скейтборде и подрабатывает в магазинчике, вторая - белокожая дева из обеспеченной семьи. Их союз прекрасно характеризуется строчкой из знаменитой песни: «Музыка нас связала, тайною нашей стала». Вместе героини принимаются сочинять крайне симпатичные композиции. Например, песня Kiss Me из опенинга к аниме, которую исполняют певицы Nai Br.XX и Celeina Ann, подарившие свои голоса Кэрол и Тьюсдей, быстро стала популярной не только среди поклонников данного тайла. Музыка здесь довольно оригинально вписана в сюжетный контекст, речь идёт о будущем: марсианские колонии, общество потребления, все произведения искусства отданы на откуп искусственному разуму. В общем, эта антиутопия явно нуждается в искренней и свежей мелодии, созданной для исполнения вживую.
Музыкальная франшиза о духовом кружке школы Китаудзи известна далеко за пределами Японии. Саксофон, эуфониум, труба, туба, валторна и тромбон – к каждому герою соответствует какой-нибудь духовой инструмент, а вместе они образуют настоящий оркестр. Яркий и волнительный мир репетиций, концертов и благотворительных выступлений - соревнования по музыке иногда оказываются не менее азартными, чем битва спортивных команд. Музыка льётся отовсюду, при помощи неё герои познают мир, рассказывают о своих чувствах, добиваются чего-то в жизни. Одно из ответвлений мультсерии полнометражное аниме «Лиз и Голубая птица» в прошлом году даже чуть не угодило в список номинантов на «Оскар». Академики оценили тонкость этой анимационной истории, где даже дуновение ветра и щебетание птиц радует слух.
Все, кто смотрел «Прозу бродячих псов», помнят улыбчивого парнишку по имени Кэндзи Миядзава. Прототип этого персонажа – японский писатель Миядзава, который восхвалял природу, жизнь простых тружеников и, помимо всего прочего, писал детские книги. Самая яркая экранизация его «Виолончелиста Госю» выполнена классиком аниме Исао Такахатой. Этот мультфильм передаёт саму суть музыки, черпающей своё вдохновение из звуков, которыми наполнена живая природа. Во время подготовки к важному сельскому концерту к юному музыканту начинают приходить разные лесные звери. Некоторые дают ему советы, как играть, другие – просят о помощи, ведь истинное искусство обладает целительной силой. Звери, а вместе с ними и зрители, прослушают ученические гаммы и рапсодии, оценят Шумана и Бетховена, а также поймут, сколько труда требуется, чтобы сыграть по-настоящему.
Любителей дэт-металла при просмотре этого аниме будут одолевать самые противоречивые чувства. Строго говоря, тексты песен агрессивной и мега-брутальной группы «DMC» из этого тайтла слишком уж непотребны и вызывающи, да и сами металлисты здесь показаны не в самом выгодном свете. Однако чтобы избежать негодования достаточно воспринять всё происходящее в сериале безумие как откровенный стёб и треш, тогда даже самые нижеплинтусовые шуточки окажутся исполнены смысла. Безудержные фанаты, поклоняющиеся своему кумиру, как древнему божеству, молодёжные воины различных музыкальных субкультур и продюсерский произвол – вся эта изнанка жизни рок-идолов изображена здесь гротескно и крикливо. Ну, а главное место на сцене уделено кровожадному Краузеру II, солисту группы, который в обычной жизни мирный студент Соити, предпочитающий шведскую попсу.
Студия Sunrise славится не только своими супермехами «Гандам» и «Код Гиас». Она ещё, не без содействия звукозаписывающей студии Lantis и крупного издательства ASCII Media Works, виновна в появлении на свет красочной серии «Живая любовь». В этом тайтле разнохарактерные девочки ради спасения школы задумывают стать поп-идолами, медиа-персонами, транслирующими в массы флюиды наивности и невинности. Интересно, что это не столько мультфильм, сколько реальный мультимедийный проект, вылившийся в тонну музыкальных компакт-дисков, аниме-клипов и видеоигр. Культура поп-идолов очень развита в Японии, а пройти в финал престижного шоу для идолов считается очень почётным, поэтому героини этого аниме стараются изо всех сил.
Бек
Beck
2004
/ Аниме, Комедия, Драма
/ Япония
За этот тайтл ответственна студия Madhouse, кстати, она же выпустила знаменитое музыкальное аниме «Нана». Как появляются на свет рок-группы? Откуда эти ребята, которые начинают вдруг играть свои провокационные песни, которые потом, возможно, будет слушать не одно поколение? Многие ли из них достигнут успеха? Это аниме, может быть, и не вполне отвечает на все эти вопросы, но зато точно погружает зрителя в мир альтернативной музыки, радуя отсылками к творчеству самых разных рок-бэндов, включая Oasis, Nirvana, The Beatles, Red Hot Chili Peppers, Rage Against the Machine и других. Рок-звёздами не рождаются, ими становятся, главный герой был непримечательным школьником, пока не познакомился с талантливым гитаристом Рюсукэ Минами, а заодно и с его собакой по кличке «Бек». Между молодыми людьми сразу устанавливается взаимопонимание и желание вместе создать нечто новое, и разве не с таких судьбоносных встреч ведут свой отсчёт большинство музыкальных групп?
Это не такое разрекламированное аниме, как «Апрельская ложь» или «Нодаме Контабиле», чей успех во многом обусловлен популярностью его предшественника. Но поклонники классической музыки за звучание в аниме «Рояль в лесу» произведений величайших мировых композиторов готовы простить ему неуместные 3D-вставки, раздражающие глаз. Впрочем, фанаты и на это не обращают внимания, потому что тайтл невероятно атмосферный, а в основе его – вечная история о принце и нищем, или, если хотите, Моцарте и Сальери. Сын проститутки находит в лесу загадочный рояль, а вместе с ним обнаруживает у себя редкостный дар пианиста. Со временем в лице хорошо образованного юноши, чей отец знаменитый музыкант, он встречает своего будущего друга и вечного соперника на выступлениях и концертах. Эта история включает в себя два сезона мультсериала и полнометражное аниме, а это как минимум три возможности с ней познакомиться, не считая мангу-оригинал Макото Иссики.
Самый знаменитый фильм гениального режиссёра Сатоси Кона не только о том, что иллюзорный мир и реальный не всегда имеют чёткие границы, а может быть, и не имеют их вовсе, но и об изнанке шоу-бизнеса. Главная героиня Мима Киригоэ решает перестать быть лидером девчачьей поп-группы «CHAM!» и податься в актрисы. Естественно, это не так-то просто. Поп-певица боится быть выброшенной на помойку, как только её группа надоест фанатам, и в то же время понимает, что в мире кино к ней никто не собирается относиться серьёзно. Жизнь новоиспечённой дивы пропитана отчаянием и страхом, люди склоны возводить себе кумиров, и им совершенно всё равно, что за выдуманным образом стоит реальный человек. Финальный прощальный концерт, который даёт Мима Киригоэ для своих поклонников, пожалуй, одна из самых мощных и напряжённых сцен в фильме.
Притягательное сёдзе о том, как две абсолютно разные, но в чём-то очень похожие девушки пытаются нащупать свой путь в жизни. Это не какой-нибудь тайтл о прыгающих на сцене раскрашенных малолетках, здесь поднимаются взрослые вопросы для тех, кто уже искушён в вопросах любви и успел пострадать от беспощадных стрел Амура. И, конечно, ни одни любовные переживания не обходятся без музыки, композиции известных японских певиц и сонграйтеров Анны Цутия и Оливии Лафкин на опенингах и эндингах обеспечивают необходимую атмосферу. Нана – так зовут двух главных гроинь, первая – влюбчивая девушка, за свою собачью преданность удостоенная прозвища Хатико, вторая – вокалистка панк-группы «Black Stones», дерзкая брюнетка с татуировкой лотоса на плече, и её концертам будет посвящено немало экранных минут. За этими живыми, реалистичными и немного нетипичными для аниме персонажами зрителям и предстоит наблюдать.