Рок
Рок / Rok
1987
/ Документальный фильм, Музыкальный фильм
/ СССР
Главный фильм для Алексея Учителя - даже студию свою режиссёр назвал «Рок», как бы давая понять, что этот фильм будет служить для него ориентиром. Дебютная полнометражная лента стала хитом советского проката, её показывали при огромных аншлагах, но дело даже не в этом. Учитель был первым, кому удалось показать изнанку русского рока, зафиксировав бытовые и концертные детали существования нескольких музыкальных групп. Главной была «Аквариум», и стержень фильма - репетиция гимна «Поколение дворников и сторожей». Песня словно бы проговаривает всё то, о чём молчат музыканты «Кино», «Аукцыона» и других групп, которые согласились сниматься в этой картине.
Содружество Алексея Учителя и Авдотьи Смирновой (тогда её все знали как Дуню Смирнову) привело к появлению одного из самых скандальных российских фильмов своего времени. Роль Ивана Бунина здесь исполняет Андрей Смирнов, и точнее кандидатуры было просто невозможно найти, потому что Смирнов тоже жёлчный, харизматичный, гордый и очень талантливый человек. А уж обстоятельства, в которых оказался его герой в этом фильме, требуют очень неоднозначных реакций.
Прогулка
2003
/ Драма, Мелодрама
/ Россия
Если большинство фильмов Алексея Учителя были адресованы, в основном, ценителями и эстетам, то «Прогулка» неожиданно стал одним из самых модных фильмов для молодёжи, причём оставался таковым в течение многих лет. Учитель собрал ярких актёров мастерской Петра Фоменко и «заставил» их в течение дня гулять по Петербургу, разыгрывая авантюрную ситуацию с femme fatale и любовным треугольником. В фильме, снятым ручной камерой, было так много свежести, молодости и чувства, что он по-прежнему остаётся актуальным. Даже среди тех, кто родился в год его выхода в прокат.
Самый экспериментальный фильм Учителя, сплав документального кино и театра. Фильм, в котором набережная канала превращается в театральные подмостки, где за перфоманс отвечает театр «DEREVO». Сам Учитель не раз признавался, что из всех своих документальных картин он больше всего ценит именно эту.
Игровой дебют Алексея Учителя также исследует возможности объединения языков разных видов искусства. На этот раз речь идёт о кино и балете, а поводом стала история балерины Ольги Спесивцевой, гениальной русской эмигрантки с трагической судьбой. Помимо высокой художественной ценности, фильм примечателен тем, что в нём снялись многие крупные кинематографисты, которые сегодня стали мэтрами. Например, здесь играют писатель и публицист Татьяна Москвина, режиссёры Александр Хван и Алексей Герман, а также Иван Охлобыстин, Андрей Смирнов, Михаил Козаков. Роль Спесивцевой досталась выдающейся актрисе Галине Тюниной.
Фильм-портрет Роман Виктюка резко отличается от портретных телефильмов, к которым многих приучило современное телевидение. Это настоящее авторское высказывание, где по отношению к герою повествования присутствуют одновременно ирония и восхищение. В числе приятных сюрпризов здесь репетиция спектакля с участием Сергея Маковецкого, который тогда ещё не был звездой национального масштаба. Но при этом он мгновенное притягивает к себе внимание, как только появляется в кадре.
Выбрав для постановки сценарий Александра Миндадзе, Алексей Учитель вряд ли мог рассчитывать на триумф, который ожидал фильм. Победа на ММКФ - это награда пусть и не каннская, но всё же очень почётная и редкая. Да и критика у фильма была очень положительная, профессионалы отмечали не только игру Евгения Миронова и Евгения Цыганова, но также и тщательность работы постановщика, которому достался действительно очень трудный материал. Между прочим, это первая роль в большом кино у Елены Лядовой, которая впоследствии стала звездой у Андрея Звягинцева.
Матильда
2017
/ Драма, Триллер, Исторический фильм
/ Россия, Великобритания
Результат очень долгой работы, самый большой по масштабу проект Алексея Учителя, где, помимо прочего, главные роли сыграли европейские актёры, фильм «Матильда» словно возвращает нас во времена «Мании Жизели». И мы понимаем, как мог бы выглядеть тот фильм, если бы у режиссёра была возможность снимать его с сегодняшними ресурсами. Но прошлого не воротишь, а «Матильда» из красочного фильма на историческом материале вдруг превратилась в самый скандальный кинопроект в российской истории, так что участие в его судьбе, кажется, приняла вся страна. Когда смотришь фильм, понимаешь, почему так удивлялся этой шумихе сам режиссёр, но несчастье, как это бывает, помогло: из «ещё одного» фильма Алексея Учителя для массовой аудитории картина «Матильда» превратилась в фильм-событие, который нельзя пропустить.