Много лет назад оперная дива Софья Майер покинула Россию и перебралась жить заграницу. Сейчас она вернулась на родину и намерена устроить грандиозное представление на сцене, где когда-то начинала свою карьеру. Для своего режиссёрского дебюта она выбирает «Пиковую даму» Чайковского: это, без сомнения, должно стать самым главным событием в театральном сезоне. Все актёры постановки в одночасье превратятся в звёзд, что прекрасно понимает молодой певец Андрей. Он готов пойти на всё, что угодно, ради роли Германа, вот только он ещё не знает, какую жестокую игру затеяла Майер. Главные роли в фильме режиссёра Павла Лунгина исполнили Ксения Раппопорт, Иван Янковский и Мария Курденевич.
В необычной авторской интерпретации главный герой в исполнении Данилы Козловского становится преуспевающим московским юристом, богатым прожигателем жизни и завсегдатаем светских вечеринок и самых модных и престижных клубов. А Машенька Троекурова уже не трепетная уездная барышня XIX века, а вполне современная молодая девушка, выпускница престижной английской школы. Они живут вполне обычной жизнью тысяч россиян и совсем не напоминают трагичные фигуры пушкинских героев до тех пор, пока их отцы не ссорятся на почве отношений в бизнесе. Вот тут-то и вступают в действие зловещий и всемогущий рок, готовый в любой момент разлучить влюблённых. Никаких больше записок в дупле старого дуба, которые так раздражали школьников всех поколений, никаких крепостных крестьян или бессмысленных забав на охоте. Но уникальный дух пушкинской трагедии, сила любви, сметающая все преграды, и необъяснимая вражда семейств придают картине особый колорит.
Борис Годунов
1986
/ Драма, Исторический фильм
/ СССР, Германия, Чехия, Польша
Последний фильм Сергея Бондарчука, вышедший на экран при жизни режиссёра. Среди достоинств этой экранизации одноимённой бессмертной трагедии Пушкина – замечательный актёрский состав, блестящая операторская работа, декорации, костюмы, музыка. Словом, всё, что позволяет с головой окунуться историю «смутного времени» на Руси. На рубеже XVI и XVII веков Борис Годунов, после долгого раздумья и затворничества, соглашается «со страхом и смиреньем» стать царём Руси. Первые годы его правления проходят спокойно, Борис добросовестно пытается сделать свой народ счастливым, однако самому ему счастья это не приносит: благодарности он не видит, да и «жалок тот, в ком совесть нечиста». Тем временем, узнав от монастырского летописца правду о гибели царевича Димитрия в Угличе, из монастыря бежит жаждущий более яркой жизни молодой инок Григорий Отрепьев. Чтобы стать «царём на Москве», он объявит себя выжившим Димитрием и поведёт на войну с Русью вражеские войска польского короля.
Владимир Мирзоев снял «Бориса Годунова», переселив персонажей русской истории в современную Москву, — и они там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке. Фильму удалось сомкнуть связь времён: стали отчётливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории. А Мирзоеву каким-то образом сделать невозможное: заставить зазвучать с новой силой стих Пушкина среди лимузинов, компьютеров и бассейнов. В главных ролях появляются Максим Суханов, Михаил Козаков, Андрей Мерзликин, Пётр Фёдоров, Агния Дитковските и Дмитрий Певцов.
Российско-французская картина режиссёра Александра Прошкина. В основу фильма легла знаменитая повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Действие картины разворачивается во времена царствования императрицы Екатерины II, в конце XVIII века. Историки это время называют «Золотым веком Екатерины». Но так называемый «золотой век» был отмечен жесточайшей эксплуатацией трудового народа и массовым обнищанием крестьянства на Урале. В кругах беднейшего крестьянства назревали серьёзные недовольства, но люди верили в доброго царя, который подарит справедливость. Для пороховой бочки нужна была только спичка. И такой спичкой стал уральский беглый каторжник Емельян Пугачёв, объявивший себя царём Петром III. Собрав под свои знамёна огромную армию, Пугачёв уверенно двинул отряды на столицу. А в это время в небольшой Белгородской крепости начал свою военную службу молодой военный Пётр Гринёв. Начало военной карьеры совпало у юноши с первой серьёзной любовью к капитанской дочке Машеньке Мироновой. Молодые люди даже не подозревали, что своим счастьем они будут обязаны предводителю крестьянского восстания…
Несколько вольное изложение романа в фильме не смутит русского зрителя – того, кто знает многие отрывки наизусть, вряд ли напугает некоторое искажение сюжета. В фильме Марты Файнс герои не говорят стихами, только знаменитые письма читаются не прозой. Но великая история любви молодого ловеласа и скромной деревенской девушки завораживает своей трогательностью и трагизмом. Татьяну Ларину сыграла удивительно нежная Лив Тайлер, а Онегина - Рэйф Файнс.
Злой волшебник Черномор похищает красавицу Людмилу прямо с брачного ложа храброго витязя Руслана. Отец Людмилы - князь киевский Святослав - приказывает молодым воинам вернуть ему единственную дочь. Взамен он обещает отдать вернувшему руку и сердце Людмилы. Завидующие Руслану Ратмир и Фарлав немедленно отправляются на поиски красавицы: они намерены опередить богатыря и увести его невесту. Руслан же отправляется к доброму волшебнику Финну, который помогает герою преодолеть чары злой колдуньи Наины.
Режиссёр Михаил Швейцер расширяет границы драматического цикла Пушкина и включает в своё кинематографическое размышление о природе страсти и подлинном трагизме другие произведения поэта, написанные в знаменитый период Болдинской осени. В результате к «Моцарту и Сальери», «Скупому рыцарю», «Каменному гостю» и «Пиру во время чумы» добавляются «Сцены из Фауста», «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу...», «На углу маленькой площади...», «Мы проводили вечер на даче...», «Жил на свете рыцарь бедный». К слову, именно в этой трёхсерийной картине исполнил свою последнюю кинороль великий Владимир Высоцкий.
После смерти жены для станционного смотрителя Самсона Вырина единственной отрадой в жизни стала дочка Дуняша. Девушка выросла скромной, вежливой и трудолюбивой. Помогая отцу по работе, она стала для него настоящей гордостью. Но однажды тихому стариковскому счастью наступил конец: на станцию смотрителя пожаловал молодой черноусый красавец-гусар Минский. Остановившись у Вырина на несколько дней, он вскружил голову юной Дуняше и хитростью увёз её следом за собой в Петербург. Придя в себя после случившегося, любящий отец приступил к поискам заблудшей дочери.