Для большинства людей во всём мире словосочетание «документальное кино» означает научно-популярные фильмы ВВС. Между прочим, ВВС делает картины и совершенно в других жанрах, но стоит отдать должное именно научпопу: такого красочного, профессионального и увлекательного кино о планете Земля и её окрестностях больше никто в наше время не делает. Сериал «Планета Земля» - абсолютный хит среди всех документальных сериалов нашего времени, и ничего с этим поделать нельзя. Да и не надо, тем более десять лет спустя ВВС выпустило великолепное продолжение этого сериала.
Как и предыдущий фильм, «Жизнь» создан при участии главного популяризатора фильмов о природе в мире Дэвида Аттенборо. Феноменальные по красоте съёмки фауны нашей планете он сопровождает своим фирменным способом рассказа, ради которого даже люди, которые ненавидят субтитры, включают на дисках оригинальную дорожку. Аттенборо заставил миллионы людей во всём мире заново увидеть мир, в котором они живут, и его имя является гарантией качества любого документального продукта.
«Он верит в инопланетян. Он может научить нас путешествовать во времени. И он знает, каким будет конец света», - канал Discovery, один из главных конкурентов BBC по массовой документальной продукции, знает, как увлекательно представить аудитории знаменитого астрофизика. Впрочем, тот в представлении не нуждается, и этот сериал – самое подробное изложение его неординарных идей в кино. А для юных зрителей, которые не в курсе, кто такой Хокинг, есть звезда Камбербэтч.
Приглашать кинозвёзд в документальные фильмы для привлечения внимания широкой публики – распространённая и совсем не новая традиция. Казалось бы, какое отношение к науке имеет Морган Фриман, у которого вообще практически никакого образования нет? Но почему-то именно его голос пожилого мудреца любят использовать авторы документального кино. А этот сериал – самый известный пример, тем более что имя актёра ещё и вынесено в название.
Крупные западные режиссёры часто снимают документальные фильмы, но гораздо реже – документальные сериалы. А вот Оливер Стоун – яркое исключение, тем более что в XXI веке его неигровые картины вообще были куда интереснее игровых, один только фильм-интервью с участием Фиделя Кастро чего стоит. Стоун – ярый патриот, который тем сильнее ненавидит всё то, что вредит его стране и при этом замалчивается ей, как будто этого не было. Поэтому практически всё его творчество направлено на то, чтобы вскрыть старые раны – и наконец вылечить их.
Пока специалисты спорят, считать эту картину сериалом или предоставить ей статус фильма, она не только успешно прошла сериалом на американском телевидении, но и получила «Оскар» в документальной категории, став самым длинным лауреатом за всю историю премии. Что и говорить, смотреть её гораздо легче сериями, в отличие от, например, более длинного «Шоа», но она, так же как и названный выше фильм Стоуна, говорит много неприятных вещей об Америке, делая это с любовью и страстью к своей стране.
У Мартина Скорсезе документальное творчество тоже давно оставило позади игровое: его фундаментальные картины о Бобе Дилане, Джордже Харрисоне и Элиа Казане могут считаться образцами биографического кино. Но документальных сериалов он не снимал, а в этом выступил продюсером, который собрал не просто альманах, а сразу несколько фильмов в один блок о музыке. Который, как ни странно, хоть и пестрит именами знаменитых режиссёров, но смотрится всё же вполне цельно, может, не без заслуги создателя этого проекта.
Джаз
Jazz
2001
/ Документальный фильм, Музыкальный фильм, Исторический фильм
/ США, Великобритания
Но кто действительно претендует на главного автора документальных сериалов в США, так это недосягаемый профессионал в своём направлении Кен Бёрнс. Кажется, что он способен сделать сериал о чём угодно, и это что-то покажет все свои грани в нескольких часах экранного времени. После Бёрнса сериал о джазе снимать просто невозможно, он рассказал всё. Можно сделать сериал о джазе, который играли после выхода фильма Бёрнса, - это хотя бы не будет выглядеть святотатством.
К теме Второй мировой войны Бёрнс подошёл непривычно скромно, но очень правильно и честно. Вместо того, чтобы делать бесконечный (а у этого автора, при его дотошности, сериал был бы самым длинным в истории кино) фильм о всех гранях войны, Бёрнс показал его через несколько конкретных историй американских ветеранов. У каждого была своя война, а вместе их жизни позволяют составить себе какой-то очень ёмкий и даже в чём-то новый образ самой страшной трагедии XX столетия.
Серия, название которой на русский язык вообще обычно не переводят, тоже рассказывает историю страны через биографии отдельных людей. Только зрители сериала проживают жизнь персонажей вместе с ними самими: амбициозный проект Майкла Эптеда заставляет выбранных однажды героев каждые семь лет отчитываться о прожитом периоде, чтобы от нас не ускользнуло ничего важного. Первый фильм был снят, когда героям было по 7 лет. Последний на данный момент показывает их в 56 лет. И это не конец.
Эптед был так вдохновлён своим проектом, что инициировал похожие сериалы в других странах. Однажды в поле его зрения попала и наша страна, где снимать ребят с 7 лет и до самого конца было поручено Сергею Мирошниченко. Может быть, это непредвзятое суждение, но как фильм «Рождённые в СССР» не только не уступает картине Эптеда, но даже превосходит её по глубине раскрытия героев и по неожиданным метафорическим обобщениям. Правда, сами герои значительно моложе английских «коллег», их ещё предстоит «довести» хотя бы до 35 лет.
Иногда можно просто посадить перед камерой человека, и от экрана будет не оторваться. Монолог Лилианы Лунгиной занимает несколько часов экранного времени. Она рассказывает о своей жизни, спокойно, иронично, подробно. Фильм произвёл настолько сильный эффект, что расшифровка бесед с Лунгиной вышла отдельным тиражом в виде книги и сразу стала бестселлером. А сам сериал регулярно повторяют по телевидению. Оператором там был, между прочим, Вадим Юсов, работавший на первых фильмах Андрея Тарковского.
Говорящие люди на экране – это не обязательно «говорящие головы», хотя временами так может показаться по документальным программам. Но только не в этом сериале, где ветеранам дали возможность рассказать о Великой Отечественной войне то, что нигде и никто прежде не рассказывал. О таком их личном опыте, которого нет ни в одной книге. Такой совокупности правд о той войне в нашем кино прежде не было, и сериал стал важной частью её наследия.
Известность сериала Дмитрия Васюкова о жителях дальних уголков России давно перешла границы нашей страны. Портреты свободных индивидуумов, которые живут в тяжелейших условиях ради того, чтобы ни от кого и никогда не зависеть, вдохновили Вернера Херцога на то, чтобы смонтировать полнометражную версию фильма о жизни в тайге из материалов Васюкова и лично озвучить их фирменным сиплым голосом. Тональность фильма в результате несколько поменялась, зато Дмитрий Васюков превратился в режиссёра с мировым именем.
Роуд-муви в документальной форме – идеальный повод для сериала. Журналист Андрей Лошак нашёл ещё один повод в виде хрестоматийного произведения Александра Радищева. Лошак проехал по маршруту из книги и сравнил увиденное с тем, о чём читал в детстве. Выводы его неутешительны, но, с другой стороны, Радищева за книги покарали, а Лошака – нет. Значит, 200 лет прошли не зря.
Но самое популярное документальное роуд-муви в России сделали Владимир Познер и Иван Ургант, которые решили проехать всю Америку на огромном джипе и прокомментировать всё, что они увидят по дороге. Сериал оказался настолько популярен, что его авторы немедленно запустили такие же в других странах, и Познер с Ургантом регулярно совершают новые совместные путешествия, хотя первое было и остаётся самым ярким и запоминающимся.
Путешествовать можно не только в пространстве, но и во времени. Остроумнейшая находка британского телевидения: ресторанный критик Джайлз Корен и актриса Сью Перкинс одеваются в исторические костюмы и в соответствующих декорациях едят то, что соответствует изображаемой эпохе. Делятся ощущениями от еды своих предков, а потом ещё проверяют свой организм, измеряя полезность пищи прошлого. Ничего подобного в документальном кино прежде не появлялось, хотя проводить на себе эксперименты с пищей пытались многие.
Один из самых невероятных сериалов в истории стал таковым из-за нелепой ошибки своего главного героя, Роберта Дерста. Во время съёмок он какой-то момент он забыл снять с себя микрофон и, думая, что его никто не слышит, признался вслух в убийстве, что, конечно, попало в сериал и стало поводом для грандиозного скандала. Дерст был арестован в конце съёмок сериала и в настоящее время отбывает срок в американской тюрьме.
Этот сериал никогда не был суперхитом, но является одним из важнейших телепроектов последних лет. Его герои – молодые люди, которые сменили свой пол и попытались в новом качестве адаптироваться среди сверстников. Фильм очень аккуратно и тонко исследует то, с какими проблемами они столкнулись и как их решают, потому что ясно, что речь идёт об одной из серьёзнейших проблем современного общества. Однажды она решится, и фильм TransGeneration будет вызывать только недоумение, а его зрителям придётся объяснять, что смена пола в начале XXI века могла стать началом очень серьёзных неприятностей.