Наверное, это первый фильм, который любой человек вспоминает при слове «мюзикл». Причём любопытно, что песни, которые звучали в нём, не были, в основном, написаны специально для этой картины и исполнялись ранее, в том числе, в других фильмах и мюзиклах. Исполнитель главной роли Джин Келли был одновременно и одним из режиссёров фильма, что позволило ему с его суперзвёздным статусом сделать фильм именно так, как он хотел. Естественно, песни он тоже исполнил сам. А вот для красавицы Дебби Рейнольдс (между прочим, мать «принцессы Леи», Кэрри Фишер) на всякий случай была нанята профессиональная певица: Рейнольдс и сама хорошо пела и танцевала, но рисковать было нельзя. В результате фильм навсегда занял почётное место среди лучших киномюзиклов в истории.
Танцующая в темноте
Dancer in the Dark
2000
/ Драма, Мюзикл, Криминал
/ Великобритания, Франция, Норвегия, Италия, США, Аргентина, Нидерланды, Исландия, Дания, Испания, Швеция, Германия, Финляндия
Если говорить о кинематографической ценности, то среди всех названных картин этот шедевр Ларса фон Триера, конечно, главный. Рискованный, экспериментальный (музыкальные номера снимались сотней видеокамер под разными углами), жестокий, он сразу стал событием везде, кроме консервативной Америки, где фон Триера вообще никогда не жаловали. Не помогло даже приглашение в камео Джоэла Грея, известного по роли конферансье в «Кабаре». Певица Бьорк написала для фильма свои лучшие песни и исполнила их вместе с Катрин Денёв. Голливуд фильм показательно проигнорировал, не дав ему даже «Оскар» за лучшую песню, но, к счастью, умным людям Голливуд не указ. Фильм получил самую престижную кинонаграду в мире, «Золотую пальмовую ветвь», и хотя Бьорк с тех пор отказывается даже разговаривать с фон Триером, приз в Каннах за лучшую женскую роль она тоже получила благодаря ему.
Одна из лучших музыкальных киносказок, да ещё и с песнями, которые написал и исполнил сам Дэвид Боуи. В фильме он исполнил роль главного злодея, который, в общем, совсем не злодей, а одинокий и даже влюблённый романтик. Волшебный мир, волосатые чудища, замки с искривлённым пространством – всё это оживает под удивительную музыку Боуи и живёт до сих пор.
Песни группы АВВА давно превратились из поп-хитов 70-х в достояние общечеловеческой культуры. Поэтому когда на их материале был поставлен мюзикл, это было не коммерческим трюком (хотя и им тоже), а просто признанием очевидного: АВВА уже не просто АВВА. Поэтому, хотя голливудские звёзды в сочетании с песнями шведского квартета поначалу смотрятся диковато, к этому быстро привыкаешь и начинаешь получать законное удовольствие.
Казалось, что к началу XXI века голливудский мюзикл уже давно был умершим жанром, и работать с ним отваживались только экспериментаторы вроде фон Триера. Но Баз Лурман доказал всем, что это не так. Его масштабная постановка об истории любви в декорациях скандально известного французского кабаре оказалась очень своевременной и невероятно успешной. Голливуд понял, что нужно развивать жанр.
Огромный по размаху цветной блокбастер в своё время составил достойную конкуренцию «Унесённым ветром». Хотя бы потому, что читателей у сказки про Оза было всё равно больше. А ещё в фильме снялась величайшая актриса Голливуда Джуди Гарленд, и до сих пор в неё невозможно не влюбиться, когда она исполняет свои партии в этом фильме. В США этот фильм всегда называют в десятке самых значимых картин за всю историю, да и во всём мире зрители всех возрастов по-прежнему с удовольствием пересматривают эту картину.
Один из величайших мюзиклов в истории. Мелодии Мишеля Леграна уже давно стали народными, никто уже и не помнит ни их автора, ни фильм, ни роль, после которой Катрин Денёв стала суперзвездой, ни триумф фильма в Каннах. Но музыка из «Шербурских зонтиков» звучит повсюду, где есть любовь, грусть и романтика. Ради неё и смотрят эту картину по много раз, плача над судьбами таких молодых и таких несчастных героев.
По меркам сегодняшнего зрителя киномюзикл длиной в три часа, да ещё с очень непритязательным и неторопливым сюжетом, даже включая тему нацизма, смотрится тяжеловато. Потому что это зрелище для большого экрана, которому нужно посвятить весь вечер. Увидеть на этом большом экране очаровательную Джули Эндрюс, покориться красоте её голоса – и не только голоса. Тогда и станет понятно, почему оскаровский комитет вручил картине награды не только в «музыкальных» номинациях, но счёл её лучшим фильмом с лучшей режиссурой 1966-го года.
Образ Одри Хепберн никак не вяжется с продавщицей цветов из «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Но актрисе удалось «укротить» на время свои непередаваемые грацию и изящество, чтобы потом вновь «выпустить» их на волю. Так возник один из её известнейших фильмов, где, как ни странно, самой Хепберн спеть почти не дали, хотя она серьёзно к этому готовилась. Зато много лет спустя, при издании фильма на DVD, найденные фонограммы с её голосом стали доступны широкой публике.
Молодой Джон Траволта, который прекрасно танцует и чуть менее прекрасно поёт, - главное украшение этого мюзикла. Образ юного хулигана, сердце которого оказывается больше, чем он ожидал, покорил всех девушек планеты, за исключением прогрессивных советских зрительниц: они фильм просто не увидели.
Стиль, стиль и ещё раз стиль – вот что сделало мюзикл «Кабаре» в постановке Боба Фосси таким великим. Страстные и сложные отношения героев Лайзы Минелли и Майкла Йорка развиваются в Берлине начала 30-х годов. Пространство мрачное, давящее, несколько извращённое, дерзкое. И сюжет под стать ему. Это не миленькая сказка о любви, а суровая история о нескольких переплетённых личных трагедиях, где равное значение имеют аборт, иудейский обряд и люди, таинственно исчезающие из зала, где героиня исполняет свои зонги.
История Дэмьена Шазелла – живое воплощение американской мечты. От скромной короткометражки «Одержимость» про репетицию барабанщика под руководством дирижёра-садиста – к одноимённому полному метру, о котором сразу заговорили в кинематографических кругах. И следом за этим – невероятно стильный мюзикл с голливудскими звёздами, который уже рассматривается как кинособытие года. Элегантный, умный, точный, не шоу на экране, а серьёзное кино с музыкальными номерами. Это история, которая делается у нас на глазах.
Один из самых известных мюзиклов в мире много лет не удавалось перенести на киноэкраны. Поэтому смотрели эту версию очень придирчиво, насмехаясь над вокалом Джерарда Батлера, обыгрывающего недостатки своего голоса драматическим талантом. Зато Эмми Россам в главной роли справилась со своими партиями просто филигранно, на уровне хорошей оперной певицы. И хотя в США фильм провалился в прокате, в историю он всё же вошёл. Дорогая и временами очень интересная постановка.
Женщины на грани нервного срыва, мертвец в соседней комнате и много песен, шуток и танцев – вот и весь мюзикл Франсуа Озона. Который при этом остаётся самой известной работой этого режиссёра, и практически нет зрителя, который бы этот фильм не смотрел хотя бы несколько раз. Потому что всё в нём совершенно, включая, конечно, лучших французских актрис разных поколений.
Вуди Аллен и мюзикл – вещи несовместные. Равно как и, например, Тим Рот, Эдвард Нортон, Натали Портман и многие другие звёзды, которые не очень вяжутся с песенной культурой. На это шутник Аллен и рассчитывал. И, как всегда, оказался прав: фанаты режиссёра приняли фильм очень благосклонно.
Для советской публики не может быть вопроса, какая Мэри Поппинс лучше: они единодушно отдают предпочтение советской в исполнении Натальи Андрейченко и отказываются смотреть диснеевский мюзикл, который обожает весь мир. Но те, кто преодолел себя, не могут потом отделаться от навязчивых мотивчиков песен в исполнении Джули Эндрюс и её партнёров по фильму. Игривые, остроумные, а иногда невероятно грустные, они просты и прекрасны, как и сама эта экранизация.
Тим Бёртон заставил петь всех: Джонни Деппа, Хелену Бонем Картер (она ещё и снималась беременная), Сашу Барона Коэна, Алана Рикмана – кровавый, мрачный и очень милый при этом мюзикл про перерезание горла бритвой и «худшие пирожки во всём Лондоне», которые готовятся из человечинки. Даже та публика, которая смотрела этот мюзикл на Бродвее, несколько опешила, но потом приняла фильм как родной.
Для Джуди Гарленд этот фильм, ремейк картины 1937-го года с великим Адольфом Менжу в главной роли, был очень личным, так как во многом перекликался с деталями её собственной биографии. Поэтому ей было очень тяжело приходить на съёмки: говорят, она иногда заставляла группу ждать себя по несколько дней, срывая сроки и рискуя оказаться выброшенной из проекта. Студия не простила актрису: вскоре после выхода фильма она осталась без работы. Но ещё долго исполняла песни из этого мюзикла на своих концертах.
Чикаго
Chicago
2002
/ Комедия, Мюзикл, Криминал
/ Германия, США, Канада
После четверти века успешных постановок на Бродвее «Чикаго» обрёл образцовую киноинтерпретацию с помощью главного современного специалиста по этому жанру Роба Маршалла. Рене Зелльвегер, Кэтрин Зета-Джонс и Ричард Гир пели за своих героев сами, хотя вокальных данных для этого им явно не хватало, что вызвало отрицательную реакцию у ряда зрителей. Но Киноакадемия открыто поддержала фильм, вручив ему сразу 6 «Оскаров» и вписав его в историю американского кино. Так он там и остался.
Гангстерский боевик. Но есть две особенности. Первая: все гангстеры тут поют. Вторая: их всех играют маленькие дети, у которых автоматы стреляют пирожными. Смотреть этот мюзикл Алана Паркера невероятно весело, а юная Джоди Фостер здесь явно выделяется среди остальных, тоже талантливых актёров. Её femme fatale даже в детской одежде остаётся опасной и сексуальной.
Девять
Nine
2009
/ Драма, Мюзикл, Мелодрама
/ США, Великобритания
Превратить главный фильм Федерико Феллини «8½» в мюзикл кажется, на первый взгляд, полным абсурдом, и поэтому у картины Роба Маршалла немало противников, как, правда, и у всех остальных его работ. Дэниел Дэй-Льюис совсем не похож на утончённо-циничного Марчелло Мастроянни, да и акценты у Маршалла несколько смещены. Тем не менее, для любого ценителя кино этот фильм представляет собой особую важность как признание одного режиссёра в любви к творчеству другого. Очень красочное, изобретательное признание.
Музыку для «Вестсайдской истории» написал великий Леонард Бернстайн, один из лучших дирижёров ХХ века, знаток классической музыки, просветитель и просто выдающийся человек. Может быть, поэтому мюзикл настолько совершенно звучит, что его слушают и сегодня, он выдержал множество постановок в разных странах. Сюжет – история о Ромео и Джульетте, перенесённая на улицы Нью-Йорка 50-х годов, где вместо враждующих семей показаны уличные банды. Фильм считается образцовой постановкой этого мюзикла, он получил 10 «Оскаров» и относится к лучшим образцам жанра.
Тот случай, когда киномюзикл на полвека обогнал Бродвей: до сценического воплощения этот сюжет «дозрел» лишь к 1980-му году. Между тем, для своего времени, начала 30-х годов, сюжет был очень острым и политическим, хотя бы потому, что напрямую говорил о суровой действительности Великой депрессии. Поскольку звук в кино только появлялся, фонограмму к мюзиклу записали заранее, и артистам нужно было лишь действовать синхронно с ней. Впоследствии Голливуд сделал эту практику повсеместной.
Великий Боб Фосси сделал этот мюзикл как авторскую исповедь, перенеся туда и свой инфаркт, и общение с продюсерами, для которых смерть постановщика – лучшая реклама для спектакля, и свои сложные отношения с женщинами. Канны склонились перед талантом режиссёра и вручили ему главный приз. Американская Киноакадемия предпочла картину «Крамер против Крамера».