Ни один супергеройский фильм не получил такого признания критиков и зрителей - и это лишь отчасти заслуга Хита Леджера, который сыграл самого безумного и яркого комиксного злодея в XXI веке. Кристоферу Нолану удалось взять лучшее из супергеройской драмы, образцом которой были «Люди Икс», и предельно сгустить краски. Не стоит, правда, забывать, что в этом ему помогла сама природа исходного материала - комиксы DC куда мрачнее комиксов Marvel; сделать драму с Брюсом Уэйном и Джокером - естественное решение, для этого не нужно изощряться в надуманном психологизме. «Бэтмен: Начало» и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», два других фильма трилогии, уступают разве что из-за нехватки злодея калибра Джокера, но в остальном конгениальны «Тёмному рыцарю».
Именно «Людей Икс» 2000 года можно считать переломным моментом в истории супергеройского кино. С тех пор жанр утратил наивность: Брайан Сингер первым показал, что мутанты со сверхспособностями могут стать героями драматического фильма. Что их внешняя экстравагантность и внутренние особенности - не повод для комедии или примитивного боевика. Суперспособности - это не только сила, но и причина страданий, особенно если окружающие в страхе отвергают тебя. И уже в первых «Людях Икс» появился Росомаха в исполнении Хью Джекмана - главный старожил не только этой киносерии, но и супергеройского кино вообще.
«Человек-паук» Сэма Рэйми - самый сентиментальный и человечный из кинокомиксов Marvel (что не отменяет заоблачного бюджета и зрелищных схваток с Зелёным Гоблином). Очевидно, что режиссёру куда важнее любовные переживания Питера Паркера, нежели все немыслимые полёты на паутине между небоскрёбами, и это идёт фильму только на пользу. Неслучайно в любом «Человеке-пауке» ключевую роль играет возлюбленная Паркера, будь то Мэри Джейн или Гвен Стейси. С первого же «Человека-паука» его главный персонаж стал самым понятным, близким молодой аудитории супергероем.
Вершина супергеройского кино в анимации - детище Pixar. В первую очередь, мультфильм рассчитан на детскую аудиторию, но, как обычно и бывает с проектами Pixar, приводит в восторг и взрослых. «Суперсемейка» - это дорогая экшн-комедия, которая, однако, не теряет осмысленности до самой развязки. Проблемы в мультфильме затрагиваются такие, которых до сих пор стесняется даже большинство «взрослых» представителей жанра. В частности, уникальности заглавных героев никто особо не радуется, даже если они постоянно кого-то спасают. В результате они вынуждены скрывать свои способности, стесняться себя и скептически относиться к собственному долгу, так как сами его и придумали.
«Железный человек» в 2008 году стал первым грандиозным успехом киновселенной Marvel и вершиной карьеры Роберта Дауни-младшего. За следующие восемь лет, как бы студия ни пыталась, достичь того же уровня непосредственности и остроумия в супергеройских фильмах не удалось. Неудивительно, что именно Тони Старк стал самым популярным персонажем Marvel на большом экране. Дело не только в харизме Дауни-младшего - просто Старк, в отличие от своих товарищей, сделал себя сам. У него нет сверхспособностей, если таковыми не считать безупречное чувство юмора и талант гениального учёного.
Супергерои захватили большие экраны не только благодаря Marvel. За жанровую экзотику в 2004 году взялся Гильермо Дель Торо - и его видение никак нельзя спутать с фильмами Marvel, которые в визуальном отношении неизбежно ему уступают. Не стоит смущаться тому, что главный герой - натуральный демон с хвостом и подпиленными рогами; вся суть как раз в том, что, вопреки всему, Хеллбой в исполнении Рона Перлмана - персонаж положительный. Он жаждет любви и справедливости, он бесстрашнее и благороднее людей - но обречён на непонимание. В 2008 году фильм получил продолжение, в котором Дель Торо собрал ещё больше обаятельнейших монстров.
«Дэдпул», «выросший» на указанных выше фильмах, безжалостно их пародирует. Высмеиваются супергеройская серьёзность, душевные метания мутантов и их постоянное стремление спасти мир. Дэдпул - циничный убийца с отличным чувством юмора, и его единственное оправдание - убивает он только тех, кто ещё хуже, чем он. В комиксах Marvel он изначально задумывался как антипод остальных супергероев. В частности, Люди Икс часто требуют, чтобы Дэдпул присоединился к ним, но это абсолютно исключено: он даже более радикальный одиночка, нежели Росомаха.
Тор
Thor
2011
/ Боевик, Приключения, Фэнтези
Даже в «Стражах галактики» студия Marvel настолько близко не подходила к чистой комедии - и спустя годы, после бессмысленно мрачного сиквела, первый «Тор» вспоминается как один из самых смешных и эффектных супергеройских фильмов. Тогда его главный герой, скандинавский громовержец, ещё не был обременён путаными связями с земными супергероями и мог вволю разгуляться на межгалактических просторах. В «Торе», помимо удачного юмора, множество ударных боевых сцен, которые с течением лет в блокбастерах становятся всё более однообразными. Наконец, именно после этого фильма мировую славу получил Том Хиддлстон, сыгравший Локи.
К 2014 году стало ясно, что ряды супергероев Marvel необходимо освежить. Студия подошла к решению проблемы с завидной смелостью: главными героями очередного блокбастера стали практически неизвестные персонажи из комиксов, среди которых - добродушное дерево Грут и саркастичный енот. Минимум напускной драматичности и грустных людей в трико - фильм вернул жанру беззаботность. Формально «Стражи галактики» относятся к той же киновселенной, что и «Железный человек» с «Капитаном Америка», но, к счастью, это незаметно, и фильм поэтому выглядит оригинальным и самобытным.
Своей глубиной «Хранители» обязаны одноимённому графическому произведению Алана Мура, которое журнал Time включил в сотню лучших художественных романов XX века. Своим блестящим визуальным воплощением - Заку Снайдеру, который, по его словам, является давним фанатом Алана Мура. Персонажей «Хранителей» даже некорректно называть супергероями: судя по фильму, нет ничего страшнее, чем когда некто берётся восстанавливать мир во всём мире. Герои картины - личности уязвлённые и одинокие; кто-то находит отдушину в жестокости, как Роршах, кто-то - в мании величия, как Озимандиас; другие предпочитают забыть, что вообще когда-то пытались казаться супергероями.