Кинозвёзды, которых мы потеряли в 2016 году: обзор «Фильм Про»
Этих людей нам будет сильно не хватать
Високосный год прошёл по планете Земля слишком тяжёлой поступью, выкосив из наших рядов целый ряд незаменимых людей. Вернее, конечно, каждый человек незаменим, но именно после кончины этих знаменитостей мы испытали особое чувство сиротства.
Кинозвёзды, которых мы потеряли в 2016 году: обзор «Фильм Про»
Дэвид Боуи
Это один из первых тяжёлых ударов, которые нанёс нам 2016-й год. Боуи умер, едва успев выпустить альбом Blackstar, который многие восприняли как прощание с нашим миром. Среди личностей ХХ века Боуи - одна из самых значительных. Это человек, на которого повлияло всё, что только происходило вокруг него, - и который повлиял на всех, кто хотя бы краем глаза увидел его на сцене или краем уха услышал удивительную музыку. Боуи превратил себя в персонаж, оставаясь при этом индивидуальностью. Надел маску, оставив себе лишь неповторимый блеск глаз. В кино он не только писал музыку, но и играл сам, причём все фильмы с его участием сразу становились культовыми – от рокьюментари про Зигги Стардаста до кукольного «Лабиринта». Без Боуи мир стал совсем серым.
Трейлер фильма «Лабиринт»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Леонард Коэн
В этой симметрии есть нечто зловещее, но начавшись со смерти Боуи год как будто намеренно шёл к смерти Коэна, великого романтика, выдающегося поэта, чья эстетика полвека держала мир в напряжённом ожидании каждого его нового слова. Кажется, что его песни звучат даже в тех фильмах, в которых вообще нет музыки, потому что они превратились в энергию, проходящую напрямую в душу, минуя все физические носители. И всё же от олтмановского «Маккейба и миссис Миллер» до «Прирождённых убийц» и даже недавней сказки «Питт и его дракон» голос Коэна могут услышать даже непосвящённые. «Я готов, Господи!», - спел он на последней пластинке. И ушёл.
Леонард Коэн (Photo by Michael Loccisano/Getty Images)
Принс
Ещё одна грандиозная потеря, связанная с музыкой. Принс был не только поп-звездой, но и успешным композитором в кино. Символы его признания в этой области – «Оскар» и «Золотой глобус», не считая, разумеется, семи премий «Грэмми». Гитарист-виртуоз, один из самых востребованных артистов второй половины ХХ века, Принс казался вечно юным и бодрым. Его уход тоже относится к трагическим неожиданностям.
Принс (Photo by Kevin Winter/Getty Images)
Аббас Киаростами
Потери кинематографа в 2016-м году тоже невозможно подсчитать. Киаростами был для многих главным символом иранской «новой волны» и вообще восточного кино. Любимец фестивальной публики, патриарх кинематографа, человек, чьи фильмы невозможно не полюбить сразу и навсегда. Он навсегда останется певцом лиричной грусти, любви выше слов, прекрасного и необъяснимого одиночества среди людей.
Аббас Киаростами (Photo by Michael Buckner/Getty Images)
Анджей Вайда
Ещё один классик высшего дивизиона кинематографа. Его творчество – это вечная борьба. При этом все, кто пытался задавить фильмы Вайды, в итоге склонялся перед его честностью, гражданским мужеством и проницательностью художника. Вайда был слишком свободен для страны, для эпохи, да и для всего человечества. Но он победил всех и оставил нам богатое наследство в виде целого ряда шедевров и просто очень хороших фильмов.
Анджей Вайда (Photo by Gareth Cattermole/Getty Images)
Жак Риветт
Один из самых бескомпромиссных режиссёров французской «новой волны». Пока его собратья по цеху постепенно коммерциализировались или замыкались в себе, Риветт продолжал экспериментировать с киноязыком, собрав вокруг себя преданную команду единомышленников. Его фильмы регулярно попадали в конкурсы лучших фестивалей, но всегда оказывались слишком радикальными для главных призов. Риветта этот факт нисколько не смущал. Он просто спокойно продолжал работать.
Жак Риветт (photo by Gabe Palacio/ImageDirect)
Этторе Скола
Один из последних классиков великого итальянского кино. Человек, чьи фильмы успешно конкурировали с феллиниевскими и антониониевскими, получая престижные призы и становясь событиями у поклонников кино. Этторе Скола – режиссёр очень зрительский, он много сделал для развития жанрового кино, не отступаясь ни перед приключенческими фильмами, ни перед романтическими комедиями.
Этторе Скола (Photo by Vittorio Zunino Celotto/Getty Images)
Ян Немец
Он был одним из самых ярких (и мрачных) представителей чешской «новой волны», и правительство Чехословакии сделало всё, чтобы превратить жизнь этого режиссёра в кошмар. Ему запрещали снимать кино, он вынужден был покинуть родину, скитался по разным странам, подрабатывая на самых диких работах, чтобы свести концы с концами. Вряд ли все награды за выслугу лет, которые он получил в старости, способны это компенсировать. И можно только предполагать, пересматривая его старые картины, что бы мог создать этот сюрреалист, если бы ему не мешали.
Ян Немец (Eric Koch / Anefo; - Nationaal Archief)
Майкл Чимино
Ещё одна загубленная кинобиография. Автор одного из самых известных антивоенных фильмов «Охотник на оленей» («Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр») тяжело пережил провал следующей картины, «Врата рая». Будучи перфекционистом и провокатором, Чимино не нашёл достойной поддержки в Голливуде. За всю оставшуюся жизнь он снял лишь четыре полных метра, последний из которых датируется 1996-м годом.
Майкл Чимино (Photo by Vittorio Zunino Celotto/Getty Images)
Артур Хиллер
В истории кино он остался как автор одного из главных романтических фильмов всех времён, «История любви». Потом Хиллер, в основном, снимал авантюрные комедии – в советских видеосалонах они пользовались огромной популярностью. Параллельно Хиллер многие годы возглавлял Академию кинематографических искусств и наук – ту самую, которая вручает «Оскар». Сам Хиллер, кстати, ни за один фильм статуэтки не удостоился.
Артур Хиллер (Photo by Alberto E. Rodriguez/Getty Images for DGA)
Евгений Юфит
Живая легенда, один из столпов «параллельного кино», которое в 80-е годы стало основой советского киноавангарда. Придумал жанр «некрореализма», в котором неистово стал производить картины на плёнке немыслимого качества и с сюжетами, которые сегодня могут показаться пародиями на зомби-фильмы Джорджа Ромеро. Юфит всегда собирал вокруг себя огромное количество адептов, некоторые из которых сами потом стали работать в некрореалистическом ключе. Юфита любили и знали все, кроме широкой публики. Похоже, его это вполне устраивало.
Евгений Юфит (Московский музей современного искусства / theoryandpractice.ru)
Альберт Филозов
У Филозова тоже всегда было куда меньше славы, чем он заслуживал. Каждый советский кинозритель не раз видел его на экране, но вряд ли Филозова узнавали хотя бы в лицо, не говоря уже о толпах поклонниц на улице. Филозов был слишком интеллигентен для нашего кино, поэтому ему предпочитали давать роли второго плана. Зато фильмы с его участием, что подозрительно, часто становились народными хитами. А Филозов продолжал держать дистанцию.
Альберт Филозов (Павлишак Алексей /ТАСС)
Алексей Жарков
Зато Алексея Жаркова знали все. Его фильмография – это многие десятки теле- и кинофильмов, а его герои – целая галерея нервных и сильных людей с отрицательным обаянием. Жарков легко вписывался в костюмные исторические фильмы, оказывался своим в любом криминальном сюжете, его снимали в коммерческих хитах и артхаусе. Заслуженным артистом РСФСР он стал ещё в молодости, а народным артистом РФ – когда эту страну только начали так называть.
Алексей Жарков в фильме «Палата №6»
Антон Ельчин
Совсем юный артист, нелепая смерть, роковая случайность. Антон Ельчин был одним из самых перспективных актёров своего поколения. Роли в блокбастерах он сочетал с авторским кино, где ему давали иногда довольно рискованные образы – и Ельчин справлялся. К своим 27 годам Ельчин снялся в большем количестве картин, чем иные за всю жизнь. У него были миллионы поклонниц, впереди была долгая карьера суперзвезды. До сих пор не верится, что всё это оборвалось навсегда.
Антон Ельчин в фильме «Звёздный путь»
Джин Уайлдер
Уайлдеру можно было ничего не делать – и люди всё равно начинали хохотать. Это был прирождённый комик, которого снимали самые выдающиеся комедиографы его времени. Между тем он был попросту великим актёром и умел в любой комизм добавить, например, нотку ужаса. Чего стоит только одна его небольшая роль в зловещем триллере «Бонни и Клайд» - её уж точно забыть невозможно.
Джин Уайлдер в фильме «Бонни и Клайд»
Алан Рикман
Талант Рикмана и его невероятную харизму отмечают все, кто его знал. Но для миллионов зрителей он стал единственным и неповторимым воплощением самого противоречивого персонажа киносерии о Гарри Поттере. Его Снэйп, несмотря на всю свою мрачность, сразу привлекает к себе внимание, и не будет сильным преувеличением сказать, что именно он является центральной фигурой ранних фильмов о приключениях юного волшебника. Это было полное перевоплощение, какое редко встретишь в массовом кино. Абсолютный талант.
Алан Рикман в фильме «Гарри Поттер и Философский камень»
Your browser doesnt support HTML5 video.