«Индустрия кино» пообщалась с Дэйвом Уайтхедом – саунд-дизайнером «Притяжения»
Интервью Виктории Самойловой
Один из самых секретных и масштабных российских проектов 2017-го года — это «Притяжение» Фёдора Бондарчука. Четвёртый в истории отечественный фильм, который выйдет в формате IMAX, действительно снимали под покровом тайны. Известно лишь, что в завязке сюжета лежит крушение на юге Москвы неопознанного летающего объекта исполинских размеров и что фильм снимали при всемерном содействии Минобороны, которое помогало и консультантами, и личным составом, и новейшей техникой. Ключевые кадры по-прежнему засекречены, а потому поговорим о звуке. Тема фильма диктует совершенно неземную звуковую партитуру, созданием которой для «Притяжения» занимался австралиец Дэйв Уайтхед — саунд-дизайнер «Района №9» и «Властелина колец».
«Индустрия кино» пообщалась с Дэйвом Уайтхедом – саунд-дизайнером «Притяжения»
Виктория Самойлова
Фильм «Притяжение» — это первый глобальный российский кинопроект о встрече с внеземной цивилизацией. Чем он вас заинтересовал?
Дэйв Уайтхед
Со мной связался звукорежиссёр проекта - Андрей Бельчиков, когда я был в Новой Зеландии. Он сообщил, что Фёдор Бондарчук хочет пригласить меня в свой проект, чтобы я «оживил» мир пришельцев и всё, что с ними связано. Я посмотрел смонтированный видеоряд и пришёл в восторг, потом я прочитал сценарий, и он тоже произвёл на меня большое впечатление. Мне кажется, поклонники фантастического жанра по всему миру будут довольны. Во-первых, в основе «Притяжения» — оригинальная история, во-вторых, компьютерные спецэффекты сделаны очень качественно, на мировом уровне, специалисты поработали на славу, не знаю, какой штат сотрудников трудился, но думаю, очень большой. Мне понравилась и игра актёров. И хотя я совсем не понимал, о чём они говорят, не хотел отвлекаться на субтитры, персонажи меня зацепили, им веришь, их проблемы волнуют и по-настоящему трогают. Было много моментов, когда у меня перехватывало дыхание, местами я даже смеялся, когда с героями происходили забавные ситуации. В общем, в этой картине сочетается всё, что нужно для хорошего научно-фантастического фильма: экшн, драма и комедия. И мне захотелось быть частью всего этого.
Материал программы «Индустрия кино»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Виктория Самойлова
Расскажите поподробнее о процессе, как вы создавали звуковой мир пришельцев?
Дэйв Уайтхед
У меня дома есть такой круглый шар для фитнеса, я представлял, что это и есть космический корабль. Он тоже сферической формы. Это было забавно — сидеть в комнате и представлять, как бы он мог звучать, с каким звуком нестись на Москву, а затем крушить один из её спальных районов. Для «Притяжения» я проводил много увлекательных экспериментов с водой. Например, ходил… в душ! (говорит, улыбаясь, в шутку вроде, а потом оказывается, что по-настоящему). Я брал специальный микрофон с собой, крепил его с одной стороны стеклянной перегородки, а с другой стороны пускал в него струю. Это вибрация потом вошла в звуковую палитру, создавшую, наряду с другими звуковыми оттенками, образы инопланетян. Очень много работы проделала команда звукорежиссёров из Москвы, с которыми я постоянно был на связи. Они записали звук трескающегося льда на Байкале во время весеннего ледохода. Я так обрадовался, что у нас есть эти записи, потому что в Веллингтоне подобное сделать просто невозможно, снег у нас, понятное дело, явление нечастое. Один из звукорежиссёров прислал мне аудиозапись этого характерного звука — получился очень интересный шум, он также стал важной деталью звукового мира пришельцев. В специальной программе по обработке звука я сделал его ещё глубже. Под него в фильме инопланетяне будут двигаться.
Трейлер фильма «Притяжение»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Виктория Самойлова
Вы работали на многих всемирно известных проектах, в том числе отвечали за саунд-дизайн в фантастической картине «Район 9». Применяете ли вы звуки из накопившейся фонотеки в «Притяжении»?
Дэйв Уайтхед
За время работы над многими картинами у меня накопилась приличная библиотека звуков, но, конечно, когда меня приглашают в новый проект, от меня ждут что-то оригинальное, да я и сам всегда к этому стремлюсь, поэтому не использую старые записи, а создаю только эксклюзивные звуковые эффекты. Зрителей не обманешь, они очень восприимчивы к звуку, ведь он расширяет границы экрана и усиливает эффект от картинки. Люди хотят услышать уникальную звуковую партитуру, которую до этого никогда не слышали, — так и будет в «Притяжении».
Трейлер фильма «Притяжение»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Виктория Самойлова
В «Притяжении» вы также работали над звуком многочисленных военных объектов. Расскажите про это?
Дэйв Уайтхед
Я занимался звуковым монтажом, комбинировал ряд элементов, которые придумали и добывали мои коллеги из Москвы. Они проделали огромную работу: записали звуковую атмосферу разрушенных бункеров и ракетных шахт, шумы танков и бронетранспортёров Урал и Тигр. Но что самое для меня удивительное, записали взлёты истребителей с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов». Когда я всё это услышал, просто не поверил! Такой богатый материал, многослойные фактуры. У нас в Веллингтоне с авианосцами проблемы! (смеётся)
Промо-видео фильма «Притяжение»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Виктория Самойлова
Для меня ваша профессия — загадка, она сродни волшебству, вы выдумываете новые звуки, по сути, создаёте их из ниоткуда. Что вас вдохновляет?
Дэйв Уайтхед
Да, так и есть. Саунд-дизайн - это правдоподобная иллюзия реального звука, своего рода трюк. Я стремлюсь сделать так, чтобы зритель поверил в этот выдуманный звук. Когда я начинаю придумывать эффекты, конечно, в первую очередь опираюсь на замысел режиссёра. Фёдор Бондарчук сразу поставил чёткую задачу, определил звуковую концепцию фильма, которая, по его задумке, должна базироваться на свойствах воды. Я сразу стал записывать звуки, которые меня окружают. Я живу рядом с Тихим океаном, я взял трубку и отправился на пляж, опустил её в воду, стал издавать характерное бульканье, записал его, потом мы преобразовали то, что получилось, в удары, которые будут наносить пришельцы. Это очень важно: когда задано конкретное направление фильма, я творю в этих рамках, чётко понимая, что от меня требуется.
Тизер фильма «Притяжение»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Виктория Самойлова
Есть ли у вас любимый звук?
Дэйв Уайтхед
Щебетание птичек Кокако - они из семейства новозеландских скворцов. Это просто волшебный звук, который по-настоящему ласкает слух! Похоже на звуки, которые издают киты, только с деревьев. Этот звук я применял, когда работал над «Властелином колец». А когда я делал звук для «Кин-Конга», то карабкался на деревья и прыгал с них, много синяков потом было. Для меня вообще очень важно применять настоящие, природные звуки, они - мои инструменты, «кирпичики» в фундаменте звукового дома.
Кадр из фильма «Притяжение»
Виктория Самойлова
Это ваша первая работа в России, ваша первая поездка в Москву. Какие впечатления от увиденного?
Дэйв Уайтхед
Мне всё очень нравится. Знаете, мир очень большой и в то же время очень маленький, благодаря всемирной паутине. На расстоянии мы очень плотно сотрудничали, как слаженная команда. Теперь, когда я приехал в Москву, мы стали ещё более сплочёнными. У вас потрясающие люди и отличная еда. В России мне сразу захотелось записать какой-нибудь звук, жаль я забыл свой рекордер дома. Я увидел Красную площадь и Кремль, о ваших достопримечательностях я слышал, когда был ещё ребёнком. У меня есть друг из России, он рассказывал про вашу прекрасную культуру. Я знаю музыку Чайковского и Прокофьева, в детстве смотрел советские мультфильмы, помню, как по телевизору показывали сказку про Петю и Волка. Сейчас я понимаю, что впереди у меня много открытий, в том числе и в сфере кино. Когда меня пригласили на этот проект, я изучил биографию Фёдора Бондарчука, почитал в интернете, что он очень талантливый режиссёр, продолжает дело отца, теперь хочу изучить побольше русских фильмов.
Кадр из фильма «Притяжение»
Виктория Самойлова
Какой главный опыт вы получили в процессе работы над «Притяжением»?
Дэйв Уайтхед
Каждый фильм привносит что-то новое в мою жизнь. Мне 46 лет, я больше четверти века в этом деле, измеряю прожитые годы самыми интересными проектами. Мой 2016-й проходит под знаком «Притяжения», хотя параллельно я работаю ещё над несколькими картинами. Но этот фильм особенный для меня. 36 часов полёта из Новой Зеландии в Россию того стоили. Я увидел горящие глаза людей, которые трудятся над этим фильмом. Надеюсь, мы будем сотрудничать и в дальнейшем. Это отличная возможность распахнуть двери и начать дружить. Давайте делать мир теснее.