«Начинка». Из чего сделан фильм «Метро»
Разбираем эффекты и постановочную часть отечественного фильма «Метро»
В новом выпуске проекта «Начинка» Константин Мееров рассказывает о работе над видеорядом картины «Метро» - первом отечественном фильме в жанре катастрофы за последние 26 лет. «Метро» - большая и дорогая картина, в которой кинематографисты применили как классические методы создания спецэффектов, так и самые современные.
«Начинка». Из чего сделан фильм «Метро»
Your browser doesnt support HTML5 video.
В эфире проект «Начинка», мы смотрим первые кадры ещё не вышедших зрелищных фильмов и рассказываем о том, как создаются наиболее интересные визуальные эффекты в этих блокбастерах.
В этом выпуске мы разбираем эффектный ролик отечественной остросюжетной ленты «Метро», которая выйдет на российские экраны 21 февраля. Девятимиллионный фильм «Метро» - это экранизация одноименного романа Дмитрия Сафонова. В центре сюжета - несколько героев, которым приходится сражаться со стихией после того, как вода, прорвав свод, хлынула в тоннель московской подземки. Среди попавших в беду людей — врач городской больницы Андрей Гарин, его дочь Ксюша и любовник жены. Картину поставил Антон Мегердичев, режиссёр фильма «Тёмный мир в 3D» и «Бой с тенью 2». А снял ленту маститый отечественный оператор-постановщик Сергей Астахов, известный по дилогии «Брат» Алексея Балабанова, а также картине «Про уродов и людей». Кроме того, Астахов снимал картину «Прорыв» (1986) - фильм в жанре катастрофы, действие которого также происходит в затопленном метро, только не в московском, а ленинградском. Более молодому зрителю, концептуально, «Метро» может напомнить голливудский блокбастер «Дневной свет» с Сильвестром Сталлоне, чей герой спасал себя и людей из заблокированного автомобильного тоннеля.
«Метро» - сложнопостановочный и большой для российского кино проект. В роли московского метро выступила подземка Самары. В съёмках массовых сцен принимали участие до 800 статистов. Но сцены затопления и трюки снимались не в метрополитене. В Москве были построены уникальные декорации: тоннель метрополитена в натуральную величину протяжённостью 117 метров, куда поместили настоящие аварийные вагоны метро и декорация тоннеля и макеты вагонов поезда масштабом 1:3. Художником-постановщиком картины является Павел Новиков, известный по дилогии «Обитаемый остров» и «Сказ про Федота Стрельца». Тюбинги тоннеля создавались вручную из полимерных смол и стеклоткани на протяжении двух месяцев. Предварительно все декорации были воплощены в трёхмерных эскизах, которые согласовывались с продюсерами проекта. Вагоны поезда метро в масштабе 1:3 были изготовлены из окрашенного ПВХ, но в основе имеют металлическую раму. В сценах затопления активно использовались два трёхтонных водосброса. Тем не менее, большая часть водных эффектов создана средствами компьютерной графики. Впрочем, как и сцена крушения, для которой была построена трёхмерная модель тоннеля и состава поезда.
Компьютерной графикой занимались московские студии визуальных эффектов, в том числе Main Road|Post, известная по фильмам «Особо опасен» и «Август. Восьмого», а также Ulitka, участвовавшая в работе над «Чёрной молнией» и «Особо опасен». В качестве супервайзера визуальных эффектов выступает Борис Луцюк, принимавший участие в работе над фильмом «Обитаемый остров» и всё тем же «Особо Опасен».
Внимания заслуживает финальная сцена ролика с затоплением вагона и опрокидыванием пассажиров, которая продемонстрирована с эффектом замедленного действия. Каскадёры, скорее всего, отыгрывали сцену в павильоне в декорации вагона, интерьер которого впоследствии был доработан средствами компьютерной графики. Вода в кадре – цифровая симуляция. При этом актёров, возможно, снимали с помощью системы управления движением motion control, которая позволяет камере неоднократно в течение одного и того же времени в точности повторять свой путь. Впоследствии полученные слои обрабатываются и собираются в единое изображение. В феврале у российских зрителей появится возможность оценить творческие усилия отечественных кинематографистов.
В следующем выпуске мы разберём трейлер сказки «Оз: Великий и ужасный», которая обещает стать главным диснеевским проектом первой половины года.