Королева пустыни
Queen of the Desert
Биографический фильм, Драма, Исторический фильм
6.2 (19)
тревога - 100%
Отзывы
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
07.02.2015 13:40
«Королева пустыни» Рецензия «Фильм Про»
Неровное творчество Вернера Херцога, который, кажется, и сам не очень ровный человек, неизменно вызывает интерес зрителей. Картина «Королева пустыни», конкурсант Берлинале-2015, уже вызвала массу отзывов, и критики сходятся на том, что фильм получился плохой. Но – ни один из этих критиков не посмел пропустить показ фильма и никто из них не скажет, что Херцог... читать дальшеНеровное творчество Вернера Херцога, который, кажется, и сам не очень ровный человек, неизменно вызывает интерес зрителей. Картина «Королева пустыни», конкурсант Берлинале-2015, уже вызвала массу отзывов, и критики сходятся на том, что фильм получился плохой. Но – ни один из этих критиков не посмел пропустить показ фильма и никто из них не скажет, что Херцог – плохой режиссёр. Это имя в титрах означает, что фильм нужно смотреть в любом случае, а история всех рассудит. В центре сюжета фильма – Гертруда Белл, молодая англичанка, которой после Оксфорда скучно было сидеть дома. В начале ХХ века девушкам сложно было управлять свой судьбой, но Гертруда добивается, чтобы её отправили в британское посольство в Иране. Она увлекается восточной культурой, учит фарси и влюбляется в мелкого служащего посольства. Брак не состоялся, служащий покончил с собой, а опустошённая Гертруда начинает серию бесконечных путешествий по пустыне, где она занимается археологическими и антропологическими исследованиями. Только в пустыне она чувствует себя дома. Отвагу, упрямство и нравственные устои Белл очень ценят бедуины, и каждый шейх считает своим долгом познакомиться с Королевой пустыни. Начинается Первая мировая война, и связи Гертруды оказываются очень полезными для англичан, а сама Гертруда получает надежду на личное счастье. Трейлер фильма «Королева пустыни» Как, наверное, уже стало понятно, Белл действительно существовала и сыграла свою роль в восточной политике Великобритании. Но история расставила всё так, что все знают и помнят Лоуренса Аравийского, тем более что о нём есть гениальный фильм, а про Белл все забыли. Когда Херцогу однажды рассказали об этой женщине, он прямо вцепился в идею снять о ней фильм, впервые в своей карьере сделав главным героем именно женщину. Хотя черты героини точно те же, что и у всех знаменитых героев Херцога: чудаков со странной и сложной судьбой, которые с несгибаемой волей стремились к какой-нибудь безумной цели. Херцог придумал Белл чуть ли не с нуля, потому что архивов после неё осталось мало: дневники и письма, да несколько парадных фотографий. Дальше предстояло провести кастинг, и Херцог решил утвердить на главную роль Николь Кидман, потому что ему показалось, будто в пустыне (а фильм действительно снимался в пустыне) она будет смотреть очень органично и верхом на верблюде, и пешая. В качестве её возлюбленных он пригласил Джеймса Франко и Дамиана Льюиса, а также не смог отказать себе в удовольствии поиздеваться над Лоуренсом Аравийским, предложив эту роль Роберту Паттинсону: национальный английский герой должен выглядеть сопливым и неприятным мальчишкой, который не умеет себя вести, но очень много о себе думает. Для сравнения - трейлер «Лоуренса Аравийского» Дальше всё просто. Поехали в пустыню и совершили типичный для Херцога подвиг, снимая в тяжелейших условиях, включая настоящую песчаную бурю. В случае с этим режиссёром такими вещами уже не удивишь. Удивителен результат. Почему-то на выходе мы имеем не экзистенциальную драму, доходящую по накалу до античной трагедии, как это было с лучшими фильмами Херцога, а мелодраму в голливудском стиле, которую в принципе мог снять режиссёр меньшего таланта и амбиций. Скомканные фрагменты жизни Белл выглядят одинаково, как и её встречи с шейхами, а личность героини оказывает жутко неинтересной, равно как и всё то, что с ней случается. Мы заранее знаем, как она себя поведёт и что произойдёт дальше. Это фильм без сюрпризов и переживаний. По большому счёту, главное – это фильм без страсти. Страсть, даже одержимость всегда двигали героями Херцога, а он с исступлением слагал им гимны. А Гетруда Белл – не Фицкарральдо и не Агирре, она просто бороздит пустыню взад и вперёд, но драматургию на этом строить тяжело. Херцог пытается уцепиться за её любовные страдания, чтобы спасти положение, но Кидман разве что всплакнёт иногда на экране о своей тяжкой судьбе, не более. «Королева пустыни» - очень красивый фильм, в котором есть замечательные сцены, и Кидман старается выкладывать на полную. Просто Херцог не смог, такое бывает. Что делать, если у него вообще в последние годы неигровые фильмы обычно лучше игровых и если он больше не бегает с ружьём по площадке, угрожая застрелить того, кто откажется сниматься? Так что вот фильм от классика, на классическую тему, классически снятый. В любом случае, надо смотреть, потому что Херцог есть Херцог.