Скиф
Драма, Фэнтези, Исторический фильм
7.6 (26)
восхищение - 66%
18 января 2018
Отзывы
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
16.01.2018 17:32
«Скиф» Рецензия «Фильм Про»
Новый амбициозный проект по мотивам русского Средневековья не похож на предыдущие хиты этого направления - такие как «Волкодав», «Монгол», «Орда», «Викинг» и «Легенда о Коловрате». Зато в нём есть кое-что общее с Германом, а также отдельное спасибо Куросаве в титрах. Славяне в этом фильме представлены княжеским двором и редкими хуторами, где живут крещёные... читать дальшеНовый амбициозный проект по мотивам русского Средневековья не похож на предыдущие хиты этого направления - такие как «Волкодав», «Монгол», «Орда», «Викинг» и «Легенда о Коловрате». Зато в нём есть кое-что общее с Германом, а также отдельное спасибо Куросаве в титрах. Славяне в этом фильме представлены княжеским двором и редкими хуторами, где живут крещёные христиане и язычники и куда временами наезжают делегации от татарских ханов. Где-то в окрестностях орудуют загадочные бандиты, поклоняющиеся кровавому богу Аресу, - остатки древнего скифского народа. В глухих лесах живут агрессивные карлики берендеи, похожие на сбежавших из джунглей пигмеев, они хранят тайное зелье, что-то среднее между эликсиром Астерикса и наркотиком из «Сербского фильма». А богатырю Ратобору досталась непростая участь: скифы у него похитили жену с ребёнком, и он с помощью пленного скифа Куницы пытается спасти свою семью и уцелеть сам, потому что за его голову объявлена огромная награда. Трейлер фильма «Скиф» Первое, что обращает на себя внимание зрителя, - костюмы и декорации. Над костюмами работала вдова (и его постоянный художник по костюмам) Алексея Балабанова Надежда Васильева, и она добилась того, чтобы временами двухмерное изображение на экране объёмно отображало фактуру ткани нарядов и доспехов, которые носят герои. Плюс – цвета, скажем, славяне предпочитают синий и голубой цвет, а скифы любят всё красное. Очень эффектно и жутко выглядят человеческие лица (видимо, настоящие) на поясе скифского старейшины. Берендеи существуют в устрашающей чёрно-белой палитре. Чтобы усилить впечатление от мелькания в кадре настолько разного облачения, фильм временами идёт в специфической оптике: в центре фокус, в стороны – лёгкое искажение, что напоминает знаменитый «После мрака свет», где, кстати, тоже есть сильные языческие образы и мотивы. Трейлер фильма «После мрака свет» Художником-постановщиком на фильме не случайно был Сергей Февралёв, среди работ которого «Орда» и «Он – дракон». И в этом фильме, конечно, угадываются некоторые элементы названных картин, и в кадре суровые, но крепкие избы с тёмным и опасным пространством внутри, затемнённые, наполненные тайниками, устланные коврами и шкурами. И тоже везде ощущается фактура, прутья и колья в селении берендеев словно торчат из экрана, а от огненных возжиганий вокруг идола Ареса становится жарко в зале с кондиционером. Трейлер фильма «Орда» А самым запоминающимся и ярким героем фильма неожиданно оказывается не Ратобор. Ну, богатырь – и богатырь, играет мускулами, делает злое лицо, кричит, что тут ещё можно сделать? А вот смотреть на его невольного помощника, Куницу, можно бесконечно. Молодой актёр Александр Кузнецов, звезда мхатовского спектакля «Бунтари», играет по эмоции в секунду, его Куница всё время начеку, он нервничает, злится, смеётся, ненавидит, обманывает, и всё это проносится по его лицу, отражается в грациозной кошачьей пластике. Что-то есть в нём от охлобыстинской харизмы, но Кузнецов менее интеллектуален, у него больше витальности. Может быть, «Скиф» для него станет тем, чем «9 рота» стала для Артура Смольянинова, прорывом к большой славе и востребованности. Трейлер фильма «9 рота» Теперь – о Германе. Чем дальше, тем лучше становится понятно, что именно его фильм задал высочайшую планку для медиевистского стиля не только для отечественного, но и для мирового кино, другое дело, что мировое кино об этом плохо знает. А мы – знаем, и режиссёр «Скифа» Рустам Мосафир тоже знает. Не просто же так он на одну из главных ролей пригласил в «Скиф» Юрия Цурило, который главную роль своей жизни сыграл именно у Германа, пусть и не в «Трудно быть Богом», хотя там он тоже появляется. И не просто так отдельные сцены в «Скифе» сделаны как раз с оглядкой на германовский шедевр, тем более что это же тоже, если подумать, «богатырская» тематика, чем протагонист Германа не богатырь? У него есть сила, которую он до поры не применяет, а потом устраивает резню в Арканаре, и Ратобор после резни тоже полностью опустошён и тоже ужасается своей жестокости и абсурдности мира, в котором самое страшное зло творят те, кто больше всех с ним борется. «Скиф» как бы, в лучших своих местах, предлагает пересмотреть картину Германа и убедиться, что она с модой на богатырей и неосредневековый, если можно так выразиться, стиль стала только ближе к нам, понятнее и актуальнее. Трейлер фильма «Трудно быть Богом» Если же нужно выделить проблему «Скифа», то это звук. В таком фильме он, конечно, должен писаться синхронно, но здесь это сделать не удалось, пришлось перезаписывать его в студии. В результате каждый раз, когда герои начинают говорить (или кричать, не важно), зритель выпадает из атмосферы фильма, которая так заботливо и кропотливо была для него создана всем творческим коллективом картины, большими мастерами своего дела. Проблема нерешаемая, потому что не переснимать же ради голосов всю картину, и без того непростую, сложнопостановочную, со всей великолепной хореографией боёв и трюков. Но правда в том, что звучащая речь в наших фильмах о Средневековье – это постоянная проблема, как будто горький опыт предшественников не учитывается. Решить её удалось пока разве что в «Орде». Ну, и Герману в «Трудно быть Богом», конечно.