Это всего лишь конец света
Juste la fin du monde
Драма
7.5 (15)
20 октября 2016
Отзывы
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
06.10.2016 16:48
«Это всего лишь конец света» Рецензия «Фильм Про»
Самый модный режиссёр нового поколения Ксавье Долан за свою новую работу получил Гран-при Канн и более чем тёплый приём у критики. «Это всего лишь конец света» украшает российский киносезон, а Канада выдвинула его на «Оскар», что особенно любопытно, учитывая что все актёры в фильме – французы. Не просто французы, а звёзды французского кинематографа, как на... читать дальшеСамый модный режиссёр нового поколения Ксавье Долан за свою новую работу получил Гран-при Канн и более чем тёплый приём у критики. «Это всего лишь конец света» украшает российский киносезон, а Канада выдвинула его на «Оскар», что особенно любопытно, учитывая что все актёры в фильме – французы. Не просто французы, а звёзды французского кинематографа, как на подбор. Венсан Кассель, Леа Сейду, Марион Котийяр и Гаспар Ульель: вопреки своему обыкновению снимать малоизвестных канадцев, Долан собрал ансамбль «тяжеловесов» и, забегая вперёд, справился с ним блестяще, оправдывая свой имидж большого мастера кинематографа. Действительно, каждый новый фильм Долана становится событием. Это не только призы на больших фестивалях, но признание публики во всём мире. Для тех, кто не смотрел ничего из Долана, скажем лишь, что он наследует традициям Педро Альмодовара и Франсуа Озона и совершенствует их, приводя в соответствие с новыми формами киноязыка. Например, «Мамочку» он снял в форме, имитирующей видео в Инстаграме: квадратный экран лишь однажды за весь фильм растягивается до привычной ширины, и у этого есть драматургическое обоснование. Киноязык Долана очень живой, подвижный, неожиданный, его интересуют неожиданные развития тем любви и семьи. Он сентиментален и ироничен. Сейчас этому всемирно известному режиссёру 27 лет. Трейлер фильма «Это всего лишь конец света» Сюжет новой картины куда тише, чем его название. Известный 34-летний писатель Луи едет к своей семье, чтобы рассказать о своей смертельной болезни. Они не виделись 12 лет. Сошедшая с ума мамаша, которая без умолку несёт глупости. Тиранящий всех старший брат, который не собирается скрывать давнюю обиду на Луи. Его очаровательная жена, в которую Луи сразу влюбляется. Младшая сестра Луи, они не виделись много лет, - нервозная девушка, которая без стеснения переодевается при брате и не выпускает изо рта сигарету. В этой семье нет покоя, но они все очень соскучились по Луи. Он молчит, стараясь выждать момента для серьёзного разговора, а члены его семьи выпускают одного своего демона за другим. Хотя Ксавье Долан зачем-то раскрывает тайну Луи в самом начале фильма, он всё же представляет нам его как «таинственного незнакомца», причём очень кинематографическим способом. Каждый раз во время диалогов, а фильм вообще изобилует крупными планами, Долан показывает Луи с большей крупностью, чем его собеседников. При этом его лицо постоянно в тени, нам приходится вглядываться в него, догадываясь, о чём думает этот молчаливый человек. Домашние дразнят его, что он при любом ответе предпочитает ограничиваться тремя словами, - Луи молчит и кусает губы. Его лицо, постоянно реагирующее на происходящее, и его воспалённый, отчаянный взгляд на своих далёких близких, становится центром фильма. Только во второй половине повествования Долан изредка позволяет разглядеть лицо и фигуру своего героя. Все диалоги сводятся к его личной трагедии, он, конечно, эгоист, но эгоист, как выражается русская литературная критика, страдающий. А его удивительная страсть к жене своего брата сообщает действию дополнительный драматизм, потому что мы знаем о его гомосексуальности и задаёмся вопросом, как она сочетается с этим вспыхнувшим чувством. Все эти эмоции дополняются стильными флэшбэками и неожиданными поп-композициями. Диалоги героев – это отдельная тема для разговора. Просмотр копии с оригинальным звуком даёт возможность оценить элегантное и остроумное владение французским языком, которое, впрочем, делает честь не столько Долану, сколько известному французскому писателю Жан-Люку Лагарсу (умер в середине 90-х), по пьесе которого поставлен фильм. Но Долан записан как соавтор сценария, следовательно, часть и его энергии есть в этом замечательном тексте, который потом ещё был дополнен режиссёрским мастерством. Американская драма этого же направления была бы более классической и тяжеловесной, но содержала бы в себе больший катарсический элемент – как недавний «Август», например. Долан может позволить своим героям разрядку только во флёре нахлынувших воспоминаний, которые всё равно обрываются чьим-то бесцеремонным вторжением. В остальном же это постоянное нагнетание напряжение игрой со светом и тенью, расфокусы, которые в цифровую эпоху сначала кажутся анахронизмом, но быстро подтверждают свою функциональность, крупно выхваченные детали, постоянный акцент на глазах героев, которые говорят значительно больше, чем их уста. Молчание становится одним из основных приёмов коммуникации, и Долан практически добился того, чтобы проговариваемое и умалчиваемое почти никогда не совпадали. Последние фильмы Долана, «Том на ферме» и «Мамочка», собрали в России каждый менее 100 тысяч долларов. Это означает, что у нас этот режиссёр известен относительно узкому кругу зрителей. Но времена меняются, о Долане говорят всё больше, и, возможно, благодаря хотя бы своему звёздному ансамблю, этот фильм станет для многих и открытием нового автора. Одного из важнейших, напомним, в современном киноконтексте. Сергей Сычёв