Такси
Taxi
Комедия, Драма, Мелодрама
17 сентября 2015
Отзывы
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
17.09.2015 11:39
«Такси» Рецензия «Фильм Про»
Лауреат Берлинского МКФ-2014 и один из самых нашумевших фильмов года, фильм Джафара Панахи выходит в российский прокат, в очередной раз доказывая очевидное. Например, что для прекрасного фильма не нужно много денег, не нужно звёзд с мировым именем и участия больших студий. Мысль и талант – этого вполне достаточно. Сюжета в привычном смысле в этом фильме нет... читать дальшеЛауреат Берлинского МКФ-2014 и один из самых нашумевших фильмов года, фильм Джафара Панахи выходит в российский прокат, в очередной раз доказывая очевидное. Например, что для прекрасного фильма не нужно много денег, не нужно звёзд с мировым именем и участия больших студий. Мысль и талант – этого вполне достаточно. Сюжета в привычном смысле в этом фильме нет. Мы видим, что Джафар Панахи собственной персоной едет за рулём такси – и понимаем, что домашний арест ему, по всей видимости, заменили подпиской о невыезде. Как и полагается таксисту, Панахи развозит людей, но делает это крайне неловко, потому что опыта маловато. Зато у него достаточно навыков для того, чтобы разговорить любого собеседника. Люди узнают его, пусть и не сразу, и мы понимаем, что Панахи известен в Тегеране. Также в машину иногда садятся знакомые и родственники Панахи. Все пассажиры знают, что их снимают, и с удовольствием общаются с Панахи, рассказывая о своих повседневных проблемах и травя анекдоты. Возможно, у Панахи в его сложном маршруте есть некая цель, по крайней мере, он серьёзен и сосредоточен. Трейлер фильма «Такси» Когда Джафар Панахи получил «Золотого медведя» за «Такси», те, кто не видел фильм, сочли это решение политическим. Особенно много среди этих людей тех, кто не знает, что Панахи уже лауреате «Золотой пальмовой ветви» Канн, «Золотого леопарда» Локарно и множества других призов. Зато известно, что на родине Джафара Панахи суд запретил ему снимать кино и вообще заниматься творчеством в течение двадцати лет, так как посчитал, что режиссёр ведёт борьбу против существующего режима. В каком-то смысле это так, и одной из главных тем Панахи всегда была борьба за права женщин в мусульманском обществе, но ни в одном своём фильме он не призывал к свержению правительства, его волновала только справедливость в самом обыденном понимании. Впрочем, всё это не имеет прямого отношения к призу в Берлине или на любом другом серьёзном фестивале. У многих художников в разных странах возникают конфликты с властью, не хватило бы золотых статуэток, чтобы наградить их всех. Панахи же именно большой художник, и поэтому международное жюри Берлина выделило именно его. Пусть нет ничего нового в том, чтобы весь фильм снять внутри машины, в одном только иранском кино был не один пример, о чём можно прочесть в нашем отдельном материале. Равно как нет особенной оригинальности в том, чтобы соединить импровизацию неигрового кино со сценарным замыслом игрового, как это сделано в «Такси» и других, предыдущих работах Панахи. Здесь всё дело в виртуозности и в свободе. В том, чтобы поставить камеру в машину и говорить с живыми людьми о пустяках. Потратить огромное количество времени на продавца нелегальных видеокассет. Препираться с женщинами из-за разбитого аквариума. Смотреть из окна за тем, как молодожёнов ужасно пошло снимает нанятый свадебный оператор. Подробно обсуждать с племянницей то, чему её учат в школе. Незаметно для зрителя весь этот набор впечатлений складывает в единый, цельный фильм, в котором почему-то нет ничего лишнего. И то ли здесь вообще нет импровизации и документальности, и перед нами просто талантливая постановка, то ли вся жизнь радостно подчиняется художнику и покорно следует за его замыслом, помогая ему и делая его замысел более детализованным, насыщенным подробностями. Фильм, снятый без бюджета, без команды, без всего – и при этом художественное произведение, в котором звучит правда не о политике или о народе, а о живых людях, тегеранцах, которые мало отличаются от москвичей или жителей любого другого мира, но при этом совсем не похожи друг на друга просто потому, что каждый из них уникален. Вот, за что «Медведь» и любовь всех зрителей мира. Остальное – лишь частности. Сергей Сычёв