Среди прочих фильмов Оливер Стоуна этот, кажется, в наибольшей степени отвечает стереотипам о кино, получающем «Оскар». Здесь и антивоенная тематика, и страдающий герой-инвалид, и политическая составляющая, и эпический сюжет, и масштабные съёмки, к которым у «академикам» давно замечена слабость, и Том Круз, в отношении таланта которого никто к тому времени не заблуждался. Но выше статуэтки за режиссуру фильму подняться не удалось, он, как и все остальные в 1990-м году, неожиданно проиграл картине «Шофёр мисс Дэйзи» о расовых и национальных проблемах.
Молодому Стивену Содербергу обиду на Киноакадемию было бы таить просто глупо, он к тому моменту уже получил за свой дебютный фильм «Пальмовую ветвь» в Каннах, а Канны, как, впрочем, и всё что угодно за пределами США, «Оскару» не указ. В любом случае, и в творчестве Содерберга, и в американском кино конца века фильм занимает значительное место, так что отсутствие «Оскара» на его судьбе никак не сказалось. Примечательно, что и номинация у фильма было всего одна, за сценарий.
Это один из самых необычных и впечатляющих фильмов ХХ века, и его ценность будет расти с каждым годом, хотя, казалось бы, нет ничего проще. Режиссёр Эл Райнерт запросил в архивах оригиналы плёнок, снятых в рамках полёта корабля «Аполлон-11», и смонтировал их в полуторачасовой фильм, поставив за кадром голоса участников полёта. Он сделал невозможное: спустя много лет после полёта, когда уже были осуществлены многие амбициозные замыслы покорения космоса, мы как будто возвращаемся назад и абсолютно новыми глазами, как и люди в 1969-м году, следившие за каждой секундой самого дальнего путешествия, которое когда-либо совершал человек. Название фильма, как легко догадаться, отсылает к знаменитой фразе Нила Армстронга, эффектно сказанной после прилунения.
Фильмов о мафии в 80-90-е годы было снято очень много, и картина Мартина Скорсезе среди них если не лучшая, то точно входит в пятёрку. Роберт Де Ниро настолько сжился с образом гангстера Джимми Конвея, что многие были уверены в их тесном знакомстве (у Конвея был легко узнаваемый прототип-тёзка с другой фамилией), без которого работа над ролью была бы невозможна. Причём роль у него была не главная, просто продюсеры очень настаивали, чтобы Скорсезе пригласил в фильм суперзвезду, иначе бюджет не выделили бы.
Ещё одно подтверждение скрытой полемики, которая давно существует между Европой и США в культурном поле. Фильм Дэвида Линча, обладатель «золота» Канн, наполненный мощными аудиовизуальными образами, получает только одну номинацию, за женскую роль второго плана, да и в той не побеждает. Николас Кейдж, сыгравший одну из лучших ролей в своей карьере, не замечен. Да и сборы у него в стране довольно скромные - 15 миллионов долларов против почти двухсот у победителя «Оскара», ленты «Танцующий с волками». Которую сегодня вряд ли кто-то вспомнит.
7.2
Многие профессионалы называют этот фильм лучшей картиной Тима Бёртона и лучшей ролью Джонни Деппа, при том что это было их первое сотрудничество, превратившееся в многолетнее творческое партнёрство. Действительно, фильм, стилизованный под малобюджетные поделки 50-х годов, кажется практически совершенным по форме и содержанию. И сложно найти человека, который бы о нём хотя бы не слышал.
Уникальный случай в истории Каннского кинофестиваля - призы одному кинопроизведению сразу и за лучший фильм, и за лучшую режиссуру, и за лучшую мужскую роль. Безоговорочный триумф братьев Коэн, выдающаяся работа о творчестве и его причудливой и трагичной связью с действительностью. Лучшая работа Джона Туртурро. Теперь - внимание. «Оскар» голосовал за фильм в номинациях «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшие декорации», «Лучшие костюмы». Ни в одной из них фильм не победил. Такого триумфы в Каннах с тех пор по-прежнему ни у кого не было.
Эротический триллер, который мгновенно стал классикой и повлиял на всё последовавшее развитие жанра. В каком-то смысле, здесь этот жанр и был создан в том виде как мы его сегодня знаем. Пагубная страсть детектива к подозреваемой, зловещая игра в кошки-мышки, Эрос и Танатос, сплетённые в объятиях, - всё это покорило публику, а сцена, где героиня Шэрон Стоун раздвигает ноги на допросе, стала одной из самых цитируемых в кино.
Принято считать, что фильм Копполы провалился, и его не спас ни огромный бюджет, ни мегаломанский масштаб картины, ни суперзвёзды практически во всех ролях. Действительно, фильм оказался неровным, затянутым, а Киану Ривз, исполнивший главную роль, сделал это феноменально плохо. Но Гэри Олдман сыграл здесь одну из своих лучших ролей, и лучшего него Дракулу, кажется, вообще не сыграл никто. А отдельные сцены, как, например, соблазнение главного героя демонами в женском обличье, попросту шедевральны.
После целого ряда более и менее удачных фильмов о Бэтмене фанаты с пеной у рта спорят, у кого фильмы получились лучше. Но не будем забывать, что именно Тим Бёртон первым доказал, что про супергероя из комикса вообще возможно снять подлинно художественный фильм и что продолжение его «Бэтмена» получилось не слабее первой части, что также большая редкость.
Роберт Олтмэн относится к уникальным авторам, которые успели за свою карьеру победить на всех трёх главных фестивалях мира, и, скажем, «Короткие истории» - это лауреает Венеции и одна из лучших олтменовских картин, с чем согласны, кажется, все. Но в США Олтмена почти никогда не понимали и не ценили, он был слишком сложным для американского зрителя. Поэтому за данную картину его номинировали как лучшего режиссёра, но награждать всё равно не стали, посчитали, что работа Спилберга в «Списке Шиндлера» сильнее.
Сначала Спилберг снял «Инопланетянин» - и фильм стал рекордсменом мирового бокс-офиса, чтобы через несколько лет его обогнал фильм того же Спилберга, только добродушный чудик с другой планеты трансформировался там в огромных динозавров-монстров земного происхождения. Фильм установил новую планку технического качества блокбастеров и, кроме того, он был жутко страшным, хотя динозавры были не компьютерными, а кукольными. Всё равно, без этого фильма 90-е невозможно себе представить.
Пусть сам фильм снят очень просто, по-семейному, но Робин Уильямс в нём сыграл попросту неподражаемо. Он здесь и актёр-неудачник, и одинокая пожилая няня, идеальная с детьми, но совершенно невыносимая с ухажёром собственной жены. Циничные шутки, которые он/она отпускает во время обеда с роскошным героем Пирса Броснана, могут стать серьёзным препятствием для просмотра этого прекрасного фильма с детьми.
Водораздельный фильм, который чётко разделил кинематограф на до и после «Криминального чтива». Шедевр постмодернизма, убийца классического гангстерского кино, эта картина перевернула сознание миллионов кинозрителей. Своей шедевр Тарантино так никогда и не смог превзойти («А кто смог?» - однажды мрачно пошутил он). «Оскар» этому идеальному во всех отношениях фильму достался только за лучший сценарий.
Лучший фильм трилогии, «Красный» ничего не получил на ни «Оскаре», ни на «Глобусе». Но великий режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский вряд ли нуждался в подобных наградах, они ничего не добавили бы ни к его прижизненной славе, ни к посмертной, потому что после «Трёх цветов» он уже ничего не успел снять. «Синий» перед этим получил «Золото» в Венеции, «Белый» - «Медведя» за режиссуру в Берлине, «Красный» в Каннах просто был в конкурсе, но и там всем было понятно, насколько грандиозна работа «Три цвета». Кроме голосующих за «Оскар», как часто бывает.
Этот фильм совершенно необъяснимым образом занимает первые строчки во всевозможных зрительских рейтингах США, России и других стран. То ли народная любовь к Стивену Кингу сказывается, то ли какие-то мистические факторы вмешались, хотя в этом кинговском сюжете никакой мистики нет. Неизвестно. Академики этого тоже так и не поняли, и из семи номинаций, включая главную, фильм ничего не выиграл.
Для кого-то после этого фильма Никита Михалков как режиссёр перестал существовать. Кто-то, напротив, только теперь осознал, насколько большой художник существует в постсоветской России. Но стоит признать, что никто не снял об эпохе Большого террора лучше, чем это сделал Михалков. Совершенное кино в каждом кадре и каждом диалоге.
Среди диснеевских мультфильмов этот стоит особняком. Пожалуй, он единственный мог бы претендовать на главный приз, потому что по своему драматизму и по размаху он ничем не уступает хорошим игровым картинам, которые удостаивались призов за лучший фильм у Киноакадемии. Удивительная, мрачная, музыкальная и смешная история с шекспировскими страстями и платиновым саундтреком.
Вызов Тима Бёртона, который Голливуд не принял. Биография Эдварда Вуда, режиссёра, который снимал очень плохие фильмы, выполнена практически безупречно. Чудеса пеервоплощение показывает Джонни Депп. В роли второго плана блистает в неожиданном образе Билл Мюррей. Галерея вудовских фриков выведена как содружество одиноких сердец. Всё это «Оскар» рассмотрел и наградил... пожилого Мартина Ландау за роль второго плана и художника по гриму.
Майк Фиггис не всегда снимает эксперименты для узкого круга фанатов и критиков. «Покидая Лас-Вегас» - пожалуй, его самый зрительский и простой фильм, но одновременно и лучший, по крайней мере, у Николаса Кейджа таких выгодных ролей никогда больше не было. За неё он и получил статуэтку, а с остальными Киноакадемия пожадничала.
Городской хоррор, замаскированный под неонуар, этот фильм до самого последнего момента держит вас в тёмных помещениях с гниющими трупами, чтобы в конце вырваться на открытое пространство и взорваться одновременно катарсисом и болевым шоком. Лучший фильм Финчера удостоился только номинации за лучший монтаж.
Фарго
Fargo
1995
/ Комедия, Драма, Криминал, Триллер
/ Великобритания, США
На первый взгляд, относительно скромный фильм братьев Коэн быстро превратился в легенду, визитную карточку режиссёров для миллионов зрителей, поводом для ультрапопулярного сериала. Но тогда Киноакадемия всё же отметила фильм двумя «Оскарами», обратив на него внимание широкого зрителя, который мог пропустить его в прокате. И уже на видео малобюджетная картина покорила мир.
Один из величайших фильмов в истории, фаворит интеллектуалов и любых зрителей, которые посмотрели хотя бы первые несколько минут и навсегда влюбились в беззащитную героиню, «золотое сердце», живущую в извращённом мире и совершающая абсурдный, но такой величественный акт любви по отношению к своему мужу. Свысока относящиеся к фон Триеру «академики» хотели было наградить Эмили Уотсон за лучшую роль, но передумали. А больше их ничего в этом фильме не привлекло. Вместо этого чествовали классическую драму «Английский пациент».
Гимн поколения, фильм, в отношении которого слово «культовый» можно употреблять смело, картина, которую нельзя было не смотреть, если ты хотел, чтобы с тобой вообще разговаривали приличные люди. Но Киноакадемия посчитала, что даже приза за лучший адаптированный сценарий для хита Дэнни Бойла будет многовато. Остаётся надеяться, что он не сильно обиделся, хотя это лучший его фильм, который он так и не смог превзойти.
Лучшая картина Люка Бессона, абсолютное достижение научно-фантастического кино, с которым до сих пор принято сравнивать всё новое в этом жанре, великолепный коктейль звука и изображения, готовая вселенная, где хочется не только оказаться на время, но и остаться жить. «Академики» выдвинули фильм на соискание приза за лучший монтаж звука, но потом всё же решили, что и этого для французской картины многовато.
7.4
Лучший фильм на иностранном языке - так посчитали члены Американской киноакадемии. И ещё там лучший саундтрек и лучшая мужская роль у Роберто Бениньи, он же и автор фильма. Но очевидно, что это был и главный фильм всего года вообще, хотя в Каннах его обошел «Вечность и один день» Ангелопулоса, а на «Оскаре» - «Влюблённый Шекспир». Понятно, что в том году были и более выдающиеся фильмы в принципе, например, «Идиоты», «Хрусталёв, машину!». Но раз уж до них Киноакадемия не дозрела, можно было хотя бы отдать должное Бениньи. Возможность была упущена.