Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Зака Абдрахманова: «Необязательно страдать, чтобы сделать что-то нормальное»

Интервью с обладательницей приза за лучший дебют на фестивале «Маяк» 2024

В послужном списке Заки Абдрахмановой теперь намного больше, чем выпуск из школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, а также идея и участие в сценарии сериала «Пингвины моем мамы». Её первый полный метр «Папа умер в субботу» стал «Лучшим дебютом» на «Маяке» в 2024 году. Мы поговорили с Закой о том, что делают по-настоящему хорошие наставники, чем казахские съёмки отличаются от российских и как она «подзаряжается» после работы над дебютом.

Зака Абдрахманова: «Необязательно страдать, чтобы сделать что-то нормальное»

Зака Абдрахманова: «Необязательно страдать, чтобы сделать что-то нормальное»

© Кадр из фильма «Папа умер в субботу»

Откуда пришла идея фильма?

Все дебютанты должны начинать снимать кино на ту тему, которые они лучше всего знают. Так получится трушнее. Деструктивная семья и поиск национальной идентичности — это то, про что я знаю пока что лучше всего.

Как вы нашли деньги на дебют?

Минкультуры, «Кинопрайм» — но это благодаря продюсеру Наталье Дрозд. Она начала искать финансирование, как только прочла синопсис. Всё началось с того, что я закончила школу Марины Разбежкиной в 2017-м. Через месяца два–три я по просьбе Наташи Мещаниновой пошла в рейс в Мурманске для сбора документального материала для «Снегиря». Когда я вернулась, я написала пост про свои впечатления из моря на Facebook’е*, и Наташа <Дрозд> как-то сразу позвонила мне и говорит: «Давай-ка ты напишешь сценарий». Затем с её помощью я попала в Питере на двухмесячный сценарный интенсив, проводимый СТВ. Потом прислала ей синопсис на три–четыре страницы: в общих словах, про что это, кто герои. Она сразу сказала «да, я в деле».

Как вы нашли актрису на главную роль?

В Алматы у меня была прекрасная кастинг-директор Надин Цой. Она местная. Я приехала раньше всей съёмочной группы на несколько месяцев, и она каждый день ко мне сгоняла косяком молодых, талантливых, с прикольными лицами. Пришла в том числе и Лаура (исполнительница главной роли Лаура Турсунканова. — Прим. Фильм Про). День на второй. Я не буду врать, что я там отсмотрела 100 человек. Алматы не тот город для подобных кастингов. Тем более нужна была актриса определённого типажа. Помимо Лауры, наверное, человек 40 было.

Фильм снят в Казахстане. Это копродукция?

В финансовом плане нет. Съёмки действительно проходили в Казахстане, большую часть команды составляли местные, но производство полностью российское, деньги российские. Мне кажется, в этом плане нужно выстраивать контакт между странами. Обе стороны должны быть заинтересованы финансово. Это, может быть, не главное в создании фильмов, но это важное условие мотивации. Чем больше вкладываешь, тем больше к этому прикипаешь, несёшь ответственность и дорожишь этим.

Сложно было работать со смешанной российско–казахской группой?

Обязательно нужен контакт между Россией и Казахстаном: и в финансовом плане, и в творческом, и чтобы были смешанные группы. Это же интересно: разные темпоритмы и многое можно друг у друга заимствовать. Например (не в критику ни одной из сторон будет сказано), у нас российская часть группы, к которой и я уже относилась к тому моменту, была всё-таки более дисциплинированна. А в Казахстане был более расслабленный режим съёмок. Люди там удивлялись, что обед по расписанию: ровно в два второй режиссёр говорит «обед» — все идут есть. Ровно в три обед заканчивается, и режиссёр всем громко сообщает, что нужно возвращаться к работе.

Казахи очень удивлялись, что всё чётко по таймингу. Мы, в свою очередь, восхищались их дикому творческому энтузиазму: они готовы были в каких-то моментах даже с риском для здоровья выполнять задачи. Это безумно круто, но и тревожно. Ну, не настолько нам нужен этот кадр, чтобы прям сейчас ради него умирать.

Каково вам быть дебютантом на фестивале?

Я приехала сразу из Пусана (на Международном кинофестивале в Пусане состоялась премьера фильма. – Прим. Фильм Про), там вот я в полной мере ощутила себя дебютанткой на большом международном фестивале — были первые два показа. Сюда я приехала уже с ощущением «Блин, круто!». Круто не в плане каких-то положительных отзывов (что тоже приятно), а именно смотреть в большом зале кино с живыми людьми, которых ты не знаешь, но получаешь от них фидбек. Когда ты долго делаешь своё кино, ты рано или поздно устаёшь. Очень много энергии отдаёшь, приходит опустошение. А тут я получала эмоциональную реакцию и подзаряжалась. И до сих пор так происходит: люди продолжают подходить, говорить тёплые слова. И твоя внутренняя батарейка подзаряжается. В этом смысле мне нравится быть дебютанткой.

Можете дать какой-то совет начинающим режиссёрам?

Первый: найти своих людей, своих наставников, которые будут тебе помогать не только сценарно, на профессиональном уровне, а именно как люди будут делать тебя лучше.

Второй совет: не романтизировать свои травмы, свои психологические проблемы и не думать, что только из страдания может родиться что-нибудь хорошее. Не обязательно страдать, чтобы сделать что-то нормальное. Если вам нужна психологическая помощь, обращайтесь к специалистам, а не романтизируйте, что вы такой грустный, печальный sad man, никто вас не понимает и что вы против всего мира.

* Принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100