Как вам пришла идея этого фильма?
Идея пришла довольно давно. Я училась на третьем курсе, лежала в больнице и читала очень скучный исторический роман. И там был эпиграф про человека, который делал крылья. И я подумала, что вообще, в принципе, было бы интересно, если бы существовал такой фильм, где человек весь фильм делает крылья.
Прошло два года, этот кадр меня всё не отпускал, и я решила сесть и написать сценарий на основе этого образа. Когда я начала писать сценарий, он наводнился ещё какими-то другими героями. И в итоге моя основная задумка не осуществилась, потому что мне хотелось, чтобы человек весь фильм просто делал крылья.
Как вы нашли деньги на съёмки?
Так как я ученица <Алексея> Учителя, после того, как я окончила институт, на протяжении года мне писали редакторы, спрашивали, если ли у меня сценарий, готова ли я снимать полный метр. Я тогда приняла решение, что я не буду снимать полнометражное кино, подожду какое-то время, потому что не готова к этому. Потом началась СВО, у меня случилась какая-то переоценка вообще всего вокруг, и я села писать сценарий, который во многом меня спас. Я скинула сценарий на студию («Рок». — Здесь и далее в скобках прим. Фильм Про), студия поддержала меня, чтобы идти в Минкультуры и получать деньги.
Как вам работалось в жанре исторического кино?
У меня было какое-то изначальное видение того, как выглядит и звучит этот мир. Я действительно ничего не исследовала. Не было такого, что я проштудировала огромное количество информации и из этого собрала кино. Я просто знала, что мне нужно, а потом уже подстраивала историческую фактуру под сценарий. Я встречалась с историческим консультантом, спрашивала его: почему мои герои говорят вот так? А он мне выдавал интерпретацию, кем эти герои могли быть, исходя из исторического контекста, почему они разговаривают подобным образом, почему не могут совершить самосуд, почему им всем нужны эти крылья… Какая может быть причина на уровне быта. То есть у меня как-то всё шиворот-навыворот получилось. (Смеётся.)
В остальном вы придерживались исторической достоверности?
Художник по костюмам и художник-постановщик долгое время ждали от меня отмашки, когда я разрешу им не придерживаться точного исторического контекста. Когда можно будет уже уйти в сторону и не следить строго, чтобы все предметы были именно конца XVIII века. У меня были раскадровки всех сцен фильма, но многое мы решали прямо на площадке. Например, была построена целая изба, но мы с Катей (оператором Екатериной Смолиной) уже могли как-то по ходу выбирать кадр.
Каково это — быть самым молодым дебютантом в истории фестиваля?
Вообще не ощущается этого. Я общаюсь со всеми дебютантами, они все относительно сильно старше, но я воспринимаю их как равных. И я вспоминаю, что я самый молодой участник фестиваля, только когда об этом сообщает Стас Тыркин (программный директор «Маяка»).
Можете дать какой-то совет начинающим режиссёрам?
Это сложно. Потому что я тут начала думать, что сейчас ругают дебютантов за отсутствие историй. И я подумала, что я бы дала совет дебютантам делать истории, следить за этим. Но потом я подумала: а почему? Почему они должны? Может быть, в этом есть некое предчувствие других кинематографических форм? Поэтому мой совет всё-таки — слушать себя в первую очередь. На этом можно уехать дальше.