В российских прокат 12 октября выходит молодёжный триллер «Слежка», в центре которого четверо приятелей, организовавших тайный клуб — они следят за случайными людьми, снимают их на мобильный телефон и выкладывают в сеть на них компроматы, если те делают что-то нехорошее. По мнению ребят, конечно же. К чему может привести наглое вторжение в личное пространство людей и безрассудное стремление управлять судьбами незнакомцев, если очередной «подопытный кролик» может оказаться серийным маньяком? Это на собственной шкуре и узнают герои картины, обычные минские ребята: Антон, Настя и Майкл.
Новая работа Владимира Янковского работает с молодёжью во всех смыслах: кино нацелено на молодую аудиторию, в касте ленты преимущественно юные дарования, да и жанр — триллер/хоррор — излюбленный прежде всего у тех, кого принято сейчас называть
зумерами. Откуда у молодых ребят такая бешеная тяга к щекотанию нервишек и почему зло всегда порождает зло, рассказал сам режиссёр и сценарист картины Владимир Янковский.
Богдан Ларин
Владимир, как вообще зародилась идея такого фильма?
Владимир Янковский
Отчасти точкой отправления стал фильм Дэвида Линча. Я как-то пересматривал его картину «Синий бархат», и там есть сцена, когда молодой человек, главный герой истории в исполнении Кайла МакЛахлена, в шкафу и чужой квартире подсматривает за тем, как над героиней Изабеллы Росселлини издевается персонаж Франк Бут, которого играет Деннис Хоппер. Ничего общего с моим фильмом это не имеет, но я подумал, что это интересная тема — что бы было, если кто-то из нынешних молодых людей следил за кем-то, тем более при нынешних технологических совершенствованиях это возможно делать легко. Особенно с помощью интернета.
Богдан Ларин
У Линча это больше про вуайеризм, подглядывание... Хичкок строил своё «Окно во двор» на этом...
Владимир Янковский
Да, абсолютно точно, ничего общего нет, но почему-то именно эта сцена подтолкнула меня к «Слежке». У Хичкока это скорее случайная история, а я строю это всё как намеренную охоту ради определенного выигрыша. Это такая своеобразная игра, «развлекаловка», если так можно выразиться. Смысл здесь достаточно простой: если ты пытаешься сделать как-то плохо другому, то рано или поздно это аукнется тебе.
Богдан Ларин
А вот эти ребята, которые промышляют этим, типичные представители своего поколения или всё же немножко радикальнее?
Владимир Янковский
Я думаю, да, типичные. Но по фильму они всё равно отличаются друг от друга. Антон — жёсткий и циничный прагматик. Второй парень, Майкл, более романтичный. А девочка наша, главная героиня Настя, представительница определенного социального класса, в некотором смысле гопница, которая пытается самоутвердиться в этой жизни. Она же дружит с мажорами, а сама из низов: детдом, маленький городок... Она правда такой волчонок, который оказывается по итогу сильнее всех, потому что привыкла себя защищать.
Богдан Ларин
Когда принимались за сценарий к фильму, изучали подробнее тему сталкинга: что-то читали, смотрели?
Владимир Янковский
Конечно! Очень много с молодёжью общался. В частности, с хакерами, чтобы всё это было как можно правдоподобнее в фильме.
Богдан Ларин
Много интересного рассказали?
Владимир Янковский
Вы знаете, когда я пообщался с хакерами, я понял, что то, что мы делаем и показываем в фильме — это всего лишь одна треть того, что они могут в реальности. Просто нам показалось всё это вставлять в кино через чур, зрители могут просто не поверить в это. Но они действительно сейчас всесильны и могут отследить любую жизнь, изучить любого человека в самых мельчайших подробностях.
Богдан Ларин
Страшно жить, получается, сейчас.
Владимир Янковский
Да, и такое время, понимаете? Они же могут подключаться к камерам видеонаблюдения, что они часто и делают, кстати говоря. Этих камер сейчас безумное количество, в любом гипермаркете, на улице, они повсеместно.
Богдан Ларин
А фильм снимался же во время ковида, когда вообще случился бум гаджетов, приложений, технологий и все ушли в сеть. На съёмках как-то ощущали, что попали в момент?
Владимир Янковский
Не совсем. Элемент эпохи ковида у нас присутствует на обложке, потому что все снимались в масках. И массовка, и главные актёры, и на заднем плане реальные люди ходили в масках.
Богдан Ларин
У вас большая фильмография, но триллеров как таковых в нём до этого момента не было. Как вообще работалось в этом жанре?
Владимир Янковский
Я очень люблю этот жанр, и мне было в нём очень уютно. До этого я снимал сериалы, в которых чистого жанра как такового нет, это всегда смешение стилей и направлений. Из полнометражных работ у меня был исторический фильм о поэте «Купала», который запретили в Белоруссии, но зрительские рейтинги говорят сами за себя: 8.1 на IMDb. И вот сейчас наконец-то выпал шанс поработать в жанре, который мне близок и очень знаком.
Богдан Ларин
В фильме есть несколько довольно жестоких и жутких сцен, поэтому, мне кажется, фильм получился даже с элементами хоррора, по сути сейчас главного молодёжного жанра. Это ещё и возможность поговорить с молодым поколением на их языке?
Владимир Янковский
Да, молодёжь сейчас очень любит хорроры. Им нравится щекотать нервы, нравятся экстремальные ситуации, потому что они живут в виртуальном пространстве. И, мне кажется, они всё время хотят, чтобы их немножко расшевелили, немножечко пустили кровь свежую, потому что они большую часть времени существуют дома у компьютеров в безопасности. Вот про них и хотелось сделать фильм. Про ребят, которые попадают в реальность, которая бьёт их очень сильно по голове.
Богдан Ларин
В фильме и снимаются по большей части молодые ребята, представители этой самой молодёжи. Как вообще подбирались актёры?
Владимир Янковский
Выбрал по интуиции. У нас были самопробы, и мне прислали огромное количество заявок, но когда я увидел вот эту троицу, то понял, что они те самые. Я их такими и представал, когда писал сценарий. Вторых проб уже не делали.
Богдан Ларин
Во время съёмок ребята что-то добавляли, меняли в истории?
Владимир Янковский
Конечно, как молодые ребята они много и по сленгу помогали, и по взаимоотношениям между собой. «Владимир Ростиславович, сейчас так не разговаривают». Сюжетно мы придерживались сценария, а вот диалоги, какие-то тонкие моменты — в них ребята могли импровизировать.
Богдан Ларин
У вас, кстати, есть небольшая роль в фильме. Как вообще совмещается режиссура и актёрство?
Владимир Янковский
Я актёр по профессии, и в других проектах у меня есть и большие роли, поэтому мне это всё очень знакомо. Но совмещать эти две должности мне не нравится. Это сильно отвлекает.
Богдан Ларин
После просмотра сложилось впечатление, что в фильме нет ни одного хоть немного положительного персонажа. Все доходят до крайности и безумия. Почему к этому пришла история?
Владимир Янковский
Положительный герой — это миф советского кинематографа и, наверное, последних десятилетий российского. Если взять любой громкий зарубежный проект, например, «Острые козырьки», «Озарк» или «Блудливую Калифорнию», то в нём не найти положительных героев, как и не найти их в нашей жизни. Зрителю интереснее наблюдать и следить за тем, кто ходит по лезвию бритвы. А положительные герои — это комиксы и советские фильмы. Люди любят смотреть кино про острые ситуации, в которых не может быть таких персонажей.
Богдан Ларин
Отец Антона — он полицейский и вполне положительный получился.
Владимир Янковский
Более-менее, но у него свои проблемы. Тут дело в другом, «Слежка» — это не кино про хороших ребят, которые попали в плохую ситуацию. Нет, они все корыстные, циничные, и получают по заслугам. Я не хотел, чтобы моих персонажей любили или им сопереживали, но хотел, чтобы в каких-то моментах зритель себя идентифицировал с ними, и ему становилось страшно.
Богдан Ларин
А вам самому какой герой больше симпатичен?
Владимир Янковский
Конечно, Настя. Потому что она сильный человек. Она — это наша героиня. И её нельзя назвать отрицательным персонажем, она же ведь нарушает их идиллию, когда просит позвонить в полицию, но оказывается слишком поздно.
Богдан Ларин
Да, в конце мы погружаемся в черноту во всех смыслах, и этот взгляд Насти. Что он по-вашему характеризует?
Владимир Янковский
Что эти вещи очень опасны, потому что они могут начать нравятся. Я говорю о насилии.
Богдан Ларин
А вот какая атмосфера царит на площадке во время съёмок кровавых и жестоких сцен?
Владимир Янковский
Атмосфера рабочая, но были, конечно, и смешные ситуации. Например, во время съёмок одной из последних сцен в квартире случился небольшой казус, когда приехали полицейские. Они сразу схватились за пистолеты, когда зашли внутрь и увидели лежащие тела в крови. Их соседи вызвали.
Богдан Ларин
Здесь уже, выходит, фильм как игра вышел из под контроля.
Владимир Янковский
Да, точно. Но моей задачей и было создать правдоподобную атмосферу на площадке, приближенную максимально к реальности, поэтому снимали в реальных помещениях, в реальных интерьерах и экстерьерах при естественном освещении. Я намеренно выбрал псевдокументальную стилистику. Мы пол фильма сняли на айфон.
Богдан Ларин
Как вообще снималось во время ковида, учитывая скромный бюджет? Расскажите про этот опыт.
Владимир Янковский
Тяжело. Мы все работали на энтузиазме за очень маленькие деньги, но всем хотелось сделать хорошее и качественное кино. У нас была очень маленькая группа, не было даже трейлеров для актёров, ребята в машинах или в квартирах съёмных отдыхали. Мы по итогу уложились в 15 съёмочных дней, но мы много репетировали перед съёмками, чтобы быстро снимать. У нас не возникало никаких разночтений с актёрами в процессе съёмок.
Богдан Ларин
У фильма неплохая фестивальная история: три приза на международном кинофестивале остросюжетного кино «Капля», лента была отмечена призом жюри на фестивале Accolade Global Film Competition в США. Какие вообще планы и надежды сейчас связываете с фильмом?
Владимир Янковский
Фильм недорогой, поэтому, думаю, должны отбиться. Но хочется и заработать, чтобы снять продолжение, тем более у меня есть отличная идея для второй части.
Богдан Ларин
Что ж, желаем удачи в прокате и надеемся увидеть продолжение.
Владимир Янковский
Спасибо!
Триллер «Слежка» в российских кинотеатрах с 12 октября.