Лидером рейтинга стал саундтрек из фильма «Челюсти». Несложную партитуру узнали большинство опрашиваемых — 59%. Партия из двух нот, придуманная гением киномузыки Джоном Уильямсом, создаёт нужное ощущение напряжённости. Главные ноты в исполнении тубы звучат низко и угрожающе, постепенно к ним добавляются фортепиано и виолончель, которые неспешно набирают темп по мере того, как акула на экране приближается к своей добыче. Джон Уильямс описал свою музыку как «…перемалывающую вас как акула. Инстинктивно, безжалостно, неудержимо...» За этот простой, но сильный по степени воздействия на слушателя саундтрек, композитор награждён премиями «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус» и «Грэмми».
Второй по узнаваемости стала мелодия из фильма «Хэллоуин», автором которой выступил сам режиссёр Джон Карпентер. История о том, как король ужасов в одночасье (в прямом смысле слова) стал композитором, уже обросла легендами, где сложно отличить правду от вымысла, но основные факты в ней остались неизменными. Когда Карпентер показал первоначальный вариант «Хэллоуина» молодой аудитории, фокус-группа заявила, что фильм вышел больше смешным, нежели страшным, и тогда режиссёр поклялся «спасти его музыкой». Главная тема, состоящая из нескольких нот и усиливающаяся каждый раз при приближении Майкла Майерса, родилась у Карпентера за час, а весь саундтрек записали за три дня. Эта мелодия стала одной из самых известных в мире кино, а в опросе киноканала НСТ её вспомнили 31% респондентов. Несколько лет назад в интервью журналу The Rolling Stone Джон Карпентер признавался, что у него «минимальные музыкальные способности», но для сочинения музыки к хоррорам этого оказалось достаточно. Про музыку из «Хэллоуина» он рассказал: «Подумайте о теме из фильма „Челюсти“. Это всего две ноты. Но они держат в напряжении». К минимальному набору нот Карпентер добавил звуки, которые назвал «погонялом скота» — пронзительные удары по клавиатуре, заставляющие зрителей подпрыгивать. Начав с «Хэллоуина», Карпентер стал писать музыку к каждому из своих фильмов — в итоге в его дискографии их 35. В последних лентах франшизы (2019 и 2021 гг.) также используется эта мелодия.
Когда Джон Карпентер говорил о своих кумирах, он упоминал музыку из фильмов «Челюсти» и «Психо» — неслучайно все три саундтрека оказались на вершине рейтинга НСТ (в других источниках музыка из этих фильмов также занимает верхние строчки). Визжащие струнные в сцене убийства Джанет Ли оказались знакомы 28% опрошенных. Известно, что Хичкок изначально хотел, чтобы саундтрек к фильму основывался на джазе, но композитору эта идея не понравилась. И потому вся музыка к фильму исполнена на струнных инструментах. Режиссёр планировал, что убийство будет проходить в тишине, чтобы слышны были только звуки ударов, воды и крики Джанет Ли, но Херрманн решил иначе: он добавил жестокие щелчки струнных, которые соответствуют ударам на экране, что делает этот момент ещё реалистичнее. После озвучки Хичкок удвоил композитору гонорар, а после выхода фильма на экраны признался, что в успехе картины на 30% сыграла роль музыка. Херрманн написал саундтреки ко множеству культовых фильмов, среди которых «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Мыс страха» Дж. Ли Томпсона, «Птицы» Хичкока и «Таксист» Скорсезе, однако именно его работу в «Психо» называют главным шедевром композитора, который оказал влияние на всю музыкальную часть киноиндустрии в целом.
6.9
Немного отстала от лидеров «Пила» — музыку из этого фильма вспомнили 23% опрошенных. Это единственный саундтрек из фильмов 2000-х, который попал в наш рейтинг, возможно потому, что главная тема — ‘Hello Zepp’ — используется в каждом фильме франшизы (всего их 9). Композицию написал музыкант Чарли Клоузер, игравший в составе таких групп как Nine Inch Nails, Marilyn Manson, White Zombie, Rob Zombie и участвовавший в создании саундтреков к фильмам «Прирождённые убийцы», «Части тела», «Матрица», «Операция «Валькирия» и др.
6.9
За свою музыкальную карьеру Чарльз Бернштейн написал музыку к более чем сотне фильмов разных жанров, но саундтрек из «Кошмара на улице Вязов» стал, пожалуй, самым узнаваемым из фильмов ужасов 1980-х. В опросе киноканала НСТ его опознала пятая часть участников — 21%. Основная мелодия, напоминающая колыбельную, звучит угрожающе благодаря оркестровке, созданной на простом синтезаторе, — возможности записи живых инструментов у композитора не было ввиду ограниченного бюджета. Синтезированные звуки, спокойная мелодия и медленный темп — именно так нагнетался страх в подростковые кошмары об убийце Фредди Крюгере. За 35 лет альбом с инструментальными композициями перевыпускался на разных лейблах несколько раз, последний — на виниле в 2019 году.
Главную тему саундтрека композитор Джерри Голдсмит оформил в виде церковного хорала, вставив туда несколько фраз на латыни, извращающих текст католической мессы: ‘Sangius bibimus, corpus edimus, tolli corpus Satani’ («Пьём кровь, едим плоть, возвышаем тело Сатаны»). Джерри Голдсмит, чья голливудская карьера длилась более 50 лет, создал музыку к фильмам «Планета обезьян», «Китайский квартал», «Звёздный путь», «Чужой», «Рэмбо», «Основной инстинкт» и др., восемь раз номинировался на «Оскар», но получил заветную статуэтку только за саундтрек к «Омену». Сам композитор был удивлён, поскольку даже не предполагал, что члены киноакадемии выберут музыку такой тематики. В опросе киноканала НСТ григорианские песнопения Голдсмита с сатанинским текстом, исполненные с вагнеровским пафосом, опознали 18% респондентов.
Характерный шёпот из фильма «Пятница, 13» узнали только 17% участников опроса, хотя это самый известный момент в истории киномузыки. Мы слышим его как «Chi-chi-chi, ha-ha-ha», но композитор Гарри Манфредини утверждает, что произносится «Ki-ki-ki, ma-ma-ma». Такое ошибочное восприятие возникает в результате звукового обмана: фразу в два слога записал сам Манфредини, а затем с помощью звуковой программы включил эффект задержки. По его замыслу — это голос самого Джейсона Вурхиза, который повторяет своей матери «убей, мамочка» («kill-kill-kill, mom-mom-mom»). Тема возникает, когда в кадре появляется убийца или предполагается его присутствие.
Среди участников опроса киноканала НСТ мелодию из этого фильма узнали только 13%, хотя в своё время она была хитом среди любителей хорроров. Для своего фильма Уильям Фридкин сначала пригласил аргентинского композитора и пианиста Лало Шифрина, который уже прославился к тому времени саундтреком к сериалу «Миссия невыполнима» 1966 года. Шифрин написал музыку для трейлера, и она показалась создателям настолько пугающей, что от его услуг решено было отказаться. Фридкин спешно искал композитора, который мог бы создать минималистичный саундтрек и наткнулся на альбом Tubular Bells молодого музыканта Майка Олдфилда. Именно мелодия с этой пластинки стала потом главной темой «Экзорциста» и сделала 19-летнего композитора звездой. Если прислушаться, сама по себе композиция Tubular Bells Майка Олдфилда звучит вовсе не страшно, а достаточно динамично и даже жизнерадостно, но сочетание со зловещей историей о 12-летней девочке, в которой живёт сам Дьявол, делает этот фортепианный мотив по-настоящему жутким.
Режиссёр Уэс Крейвен хотел, чтобы музыку к фильму, созданному в жанре чёрной комедии, высмеивающей штампы фильмов ужасов, написал неизвестный и малоопытный композитор. Его выбор пал на Марко Белтрами, который в своё время учился у Джерри Голдсмита. Музыка к «Крику» стала его первой работой в полнометражном кино. Перед ним стояла непростая задача — разоблачить музыкальные клише в хоррорах. Так, в те моменты, когда напряжение нарастает, темп и громкость увеличиваются, зритель ожидает увидеть убийцу либо какого-то неожиданного действия, но… ничего не происходит. В заглавной же теме Белтрами вдохновлялся музыкой из вестернов в стиле Эннио Морриконе, тем самым также намеренно игнорируя традиционные стили партитуры фильмов ужасов. В нашем рейтинге узнаваемости музыка из «Крика» занимает предпоследнюю строчку — её вспомнили только 9% опрошенных.
Филип Гласс сочинил для первого «Кэндимена» красивую готическую музыку, полную его фирменного минимализма с повторяющимися темами в исполнении фортепиано, органа и хора. Для него, уже известного к тому времени современного композитора, автора нескольких опер и музыки к десятку фильмов, эта кинокартина стала первой работой с жанром ужасов. Композитор был разочарован результатом: он надеялся, что фильм станет искусной версией рассказа Клайва Баркера «Запрещённое», а оказалась, по его мнению, малобюджетным слэшером. Что, впрочем, не помешало Глассу выступить в роли композитора во второй части «Кэндимэна», вышедшей в 1995 году. Мелодия, очень популярная в зарубежных рейтингах, у российского кинозрителя в памяти не осталась — в опросе НСТ её вспомнили только 8%.